Такой прогноз дал вчера на интернет-конференции руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Юрий Жданов. Но произойдет это лишь в том случае, если России удастся досрочно погасить долг Парижскому клубу кредиторов.
Кстати, пока в планах правительства - довести средства инвестфонда в следующем году до 100 миллиардов рублей. А в этом году на эти цели выделено около 70 миллиардов рублей. Жданов также сообщил, что правительственная комиссия в середине июля отберет первые 6-8 проектов, которые получат деньги инвестфонда. И напомнил, что конкурс будет продолжен.
Параллельно, считает Жданов, необходимо заняться созданием эффективного контроля за использованием средств инвестфонда, "чтобы мы отчитывались за каждую потраченную копейку".
Что касается особых экономических зон, то здесь главу агентства волнует "коррупционная составляющая". И борьба с этой угрозой должна быть непримиримой, поскольку на реализацию проектов выделяются огромные деньги. "Министр финансов на Петербургском экономическом форуме сказал, что в течение трех лет будет выделено почти 50 миллиардов рублей только из федерального бюджета. Я думаю, что до 35 миллиардов будет выделено из бюджетов субъектов РФ", - заявил Жданов.
При формировании особых экономических зон был учтен многочисленный опыт других стран. По данным UNIDO (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию), в мире сейчас насчитывается 3 тысячи таких зон, они существуют в 120 странах мира. Только годовой экспортный оборот их оценивается в 600 миллиардов долларов, так что это серьезный вклад в экономику любой страны, внутри которой они функционируют. Необходимо отметить, что внутри ОЭЗ работает 50 миллионов человек, поэтому создание этих анклавов несет еще и немаловажную социальную функцию, помогая решать вопросы трудовой занятости населения в конкретном регионе. Поэтому, заявил глава агентства, "эти цифры говорят о том, что в целом этот инструмент успешный".
Конечно, существует не только положительный, но и отрицательный опыт создания особых экономических зон. Для России этот фактор особо важен, потому что печальный опыт есть и у нас. В начале 90-х годов в нашей стране была пора расцвета подобных зон. Однако в итоге получалось, что большая часть предприятий, прописанных внутри, занималась совсем не тем, что декларировала, и вместо, например, высокотехнологичной продукции, перепродавала ширпотреб. Причем, пользуясь незаслуженными таможенными льготами.
Как отметил Юрий Жданов, в соседнем Китае есть такие зоны, которые сегодня закрываются, не оправдав ожиданий. В основном это "зоны, которые создавались не на высшем государственном уровне, а на местном, и превращались в элементарные офшоры". Печальный опыт серьезно изучается и систематизируется, чтобы не повторять подобных ошибок в будущем. В том же Китае, кстати, как было отмечено, существуют зоны, которые успешно работают уже более 20 лет.
Юрий Жданов напомнил, что сейчас в России готовятся к старту три вида ОЭЗ - технико-внедренческие, промышленно-производственные и туристско-рекреационные. По первым двум проекты уже отобраны. Конкурс среди регионов на создание туристических особых экономических зон будет объявлен в середине июля. Как сказал Жданов, скорее всего в нем победят 1-2 проекта, хотя ожидается не менее 40 заявок. На создание туристических зон претендуют Черноморское и Балтийское побережья, район озера Байкал, а также уникальные курорты средней полосы России.
Что касается портовых ОЭЗ, то здесь конкурс может быть объявлен в конце осени. Если, конечно, будет согласован соответствующий законопроект, с которым сейчас работает минфин. Как уточнил Жданов, с минфином пока не удалось согласовать объем средств, которые будут выделены из федерального бюджета. Планируется одновременно объявить конкурс на создание особых экономических зон как в морских портах, так и в аэропортах.