Лайнер американского президента еще только приземлялся в венском аэропорту, а австрийские саперы уже собирали по центру австрийской столицы - там, где должны были жить американцы, - предметы, похожие на самодельные бомбы: чемоданы с торчащими из них проводами. Как позже установила местная полиция, тревога оказалась напрасной. Во всех случаях речь шла об имитаторах бомб.
Американцы, в свою очередь еще накануне Вены давали понять: они намерены сделать "иранскую тему" одной из ключевых тем саммита. Пытаясь достичь, по словам главы Белого дома, создания "единого дипломатического фронта" с Европой по этой проблематике.
По поводу еще одной "невралгической" темы трансатлантических отношений - Ирака - Вашингтон хотел бы напомнить Европе о ее обещаниях финансово помочь новому правительству этой страны. Речь якобы шла о выделении Ираку 13 миллиардов долларов. В обстановке фактического развала антииракской коалиции, когда Ирак покидают итальянцы и японцы, Вашингтону как никогда был важен хотя бы факт диалога с Европой на эту тему.
И европейцам, кажется, все же удалось на саммите "дожать" американцев по вопросу о будущем Гуантанамо. По крайней мере Буш первым делом после завершения переговоров публично обещал закрыть эту тюрьму. "Я хочу закрыть Гуантанамо, я хочу, чтобы эта тюрьма исчезла, - заявил глава Белого дома на пресс-конференции. - Мы хотим отправить заключенных домой".
В словах и интонации президента США читалась мало скрываемая усталость от бесконечных вопросов журналистов и политиков про эту тюрьму. Правда, конкретных сроков закрытия Гуантанамо Буш не назвал. Но обещал, что около 200 из 460 узников тюрьмы в ближайшее время будут отправлены на родину.
Зато по Ирану Старому и Новому Свету общий язык оказалось найти легче. Буш подтвердил свою готовность сесть за стол переговоров с Ираном, если тот откажется от обогащения урана. Правда, в ответ на обещание Тегерана дать ответ на предложения "шестерки" посредников до 22 августа, американский лидер заметил, что это "слишком долгий срок и он готов ждать недели, но не два месяца".
Денежный вопрос о выделении Евросоюзом дополнительных средств на восстановление Ирака и вовсе повис в воздухе. Европе сейчас явно не до субсидирования Багдада. Окончательно настроение Бушу испортили европейские журналисты, которые на пресс-конференции сообщили американскому лидеру, что большинство европейцев сегодня воспринимают США более дестабилизирующим фактором в мире, чем Иран и Северная Корея, вместе взятые.
На этой невеселой ноте трансатлантический саммит завершил работу, и президент США вылетел из Вены в Будапешт. Последний раз американский президент - тогда это был Буш-старший - приезжал в Венгрию в 1989 году, в разгар "смены системы". Судя по всему, визит в Венгрию Буша-сына первоначально не планировался. По некоторым данным, из Вены глава Белого дома должен был вылететь на Украину.
Но склоки вокруг создания нового правительства в Киеве и "крымская война" против американско-украинских военных учений, очевидно, побудили Вашингтон отложить визит Буша в Киев. Так что о предстоящем визите президента США в Будапеште узнали дней за десять до визита. Хотя обычно подобные мероприятия согласовываются минимум за месяц.
Найти подходящую гостиницу для американской делегации в 600 человек за такой короткий срок оказалось невозможно. В итоге пришлось буквально выселять со скандалом постояльцев пятизвездочного отеля "Меридьен", многие из которых обещали обратиться в суд. Правда, до конца неясно, кто станет ответчиком - то ли гостиница, то ли американский лидер.
История с гостиницей - не единственная неприятность, которая ждала американского президента в Будапеште. Из-за "птичьего гриппа" он не отведает в венгерской столице знаменитую венгерскую гусиную печенку: советники по безопасности отсоветовали. Про пробки и демонстрации протестов и говорить не приходится. Их хватает и здесь. Главная тема 20-часовой будапештской программы Буша, включая встречи с руководством страны, - 50-летие событий 1956 года, которое страна будет отмечать в октябре-ноябре. По поводу годовщины 1956 года американский лидер планирует произнести своеобразную "нагорную проповедь", как окрестили журналисты предстоящее выступление Буша на горе Геллерт, которая возвышается над Будапештом в самом центре города. И почти наверняка немало слов будет сказано о свободе и деспотии, оккупации и демократии.