Причем эти договоренности не из области абстрактных пожеланий - улучшить, углубить, усилить, а разработка и реализация конкретных практических действий. Их результаты решено обсудить и проанализировать уже через год в Германии.
По мнению участников международного форума, сотрудничество между правоохранительными органами углубляется. Теперь появился новый импульс к эффективному взаимодействию.
Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев рассказал корреспонденту "Российской газеты" о главных результатах встречи.
Российская газета | Рашид Гумарович, какие проблемы правоохранительной деятельности на встрече выбраны приоритетными?
Рашид Нургалиев | Главной задачей стала выработка общих мер борьбы с новыми вызовами и угрозами наступившего тысячелетия. Сегодня возникла необходимость разработки обновленной и более эффективной антикриминальной и антитеррористической стратегии.
Перед правоохранительными органами "Группы восьми" стоят масштабные цели - необходимо наращивать совместные усилия. Повестка прошедшего заседания была весьма насыщенной.
Мы рассмотрели широкий круг вопросов, связанных с противодействием терроризму и его новым проявлениям.
Террористы в Интернете
РГ | Какие новые проявления терроризма вы имеете в виду?
Нургалиев | Это радикализация, рекрутирование, посягательство на критические инфраструктуры, стремление к обладанию оружием массового уничтожения и биотехнологиями.
Очевидной стала необходимость борьбы и с кибертерроризмом. Очень важно, чтобы все государства использовали возможности Интернета в качестве средства противодействия этому злу и не допустили расползания идеологии терроризма по всему миру.
РГ | Для борьбы с киберпреступностью вы предложили лишить террористов доступа к телекоммуникационным технологиям, киберпространству и сети Интернет.
Нургалиев | Не секрет, что сегодня Всемирная сеть все больше используется террористами в качестве центра информации, где содержатся подробные инструкции по конспирации, созданию взрывных устройств, оружия и способов их применения. Здесь же происходит поиск и вербовка новых сторонников терроризма, их инструктаж, пропаганда, распространение видеоотчетов о совершенных преступлениях. И поэтому ответные действия стран-участниц "Группы восьми" должны быть решительными, масштабными и скоординированными.
Не меньшую опасность несет и нелегальная миграция, которая служит источником и питательной средой для налаживания каналов поставки наркотиков, оружия, торговли "живым товаром" и нарушения демографического баланса наших государств.
РГ | Подняв вопрос о противодействии нелегальной миграции, о чем вы договорились?
Нургалиев | Мы поддержали вступление в силу Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющего ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. Призвали все государства наращивать сотрудничество на базе этих универсальных правовых документов.
В таких вопросах особая роль принадлежит Интерполу. Главы правоохранительных ведомств решили более широко использовать его базы данных по контрабанде и торговле людьми. Также сообща мы будем пользоваться единой информационной системой учета выданных, утраченных и недействительных паспортов.
Большое внимание было уделено и обеспечению совместимости систем идентификации документов нового поколения, удостоверяющих личность.
РГ | И как добиться этой совместимости?
Нургалиев | Речь идет об их взаимном считывании, а также выработке единых критериев к изготовлению и обработке документов с биометрическими параметрами.
Еще одна важная договоренность: о финансовой поддержке государствами "восьмерки" международной базы данных о фактах сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и борьбе с жестоким обращением с детьми. Эта база данных тоже создается под эгидой Интерпола.
И, наконец, особое внимание было уделено сотрудничеству стран "восьмерки" по совершенствованию правовых механизмов, в том числе в оказании им юридической помощи по уголовным делам.
Могу с уверенностью сказать, что сегодня сотрудничество в рамках "Группы восьми" развивается по пути взаимного укрепления, на базе согласованного понимания разрушительной сущности и последствий новых вызовов и новых угроз.
ДНК как улика
РГ | Кстати о правовых механизмах сотрудничества. Не секрет, что именно из-за отсутствия единого подхода к одной и той же проблеме у разных государств нередко возникают противоречия в правоохранительной области. А это в свою очередь облегчает жизнь международным преступным организациям, в том числе террористическим и экстремистским. Наметились ли здесь изменения?
Нургалиев | Несовершенство правовых механизмов борьбы с терроризмом и другими проявлениями транснациональной преступности - это действительно общая проблема. И именно поэтому ее решению на встрече уделили особое внимание.
Мы еще раз подтвердили недопустимость предоставления убежища террористам и другим лицам, причастным к совершению уголовных деяний, в соответствии с Женевской конвенцией о статусе беженцев. А также подчеркнули обязательность соблюдения принципов, изложенных в резолюции Совета Безопасности ООН 1373, призывающей все страны отказывать террористам в предоставлении статуса беженцев. Согласно этой резолюции, политическая мотивация не признается основанием для отказа в выдаче подозреваемых в терроризме.
Кроме того, договорились использовать данные экспертиз ДНК в качестве улик при расследовании актов терроризма и других преступлений, а также выработать четкий правовой механизм обмена такими данными.
На основе сравнительного анализа антитеррористического законодательства стран "восьмерки" планируется принятие общих правовых подходов и решений.
Бизнес-партнеры спецслужб
РГ | Удалось ли вам как председателю прошедшего форума изменить формат мероприятия и перевести его из декларативной плоскости в прикладную?
Нургалиев | Сотрудничество в рамках "Группы восьми" идет по нарастающей. Оно основано на понимании разрушительной сущности и последствий новых вызовов и угроз. На осознании необходимости обмена упреждающей информацией, прямых оперативных контактов и скоординированных действий.
В этой связи отрадно констатировать, что мы продвинулись по пути практического взаимодействия стран "восьмерки" прежде всего по вопросу антитеррористической защищенности объектов транспорта, а также в предотвращении подстрекательства, поддержки и совершения террористических актов.
Встреча для каждого из нас оказались весьма продуктивной и прошла в духе партнерства. У нас состоялся откровенный и конструктивный диалог.
Предложения, высказанные на встрече, теперь предстоит проработать экспертам. Результаты их практического воплощения будут рассмотрены в ходе предстоящей встречи в Германии в 2007 году.
Уверен, что реализация достигнутых в ходе московского заседания договоренностей придаст новый импульс антитеррористическому и антикриминальному взаимодействию стран "Группы восьми".
Конечно, оценку эффективности работы "восьмерки" в области укрепления мировой стабильности и безопасности дадут лидеры наших стран на саммите в Санкт-Петербурге. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что итоги нашего заседания - это важное подтверждение того, что механизм глобального партнерства действует. И действует весьма успешно.
Но без поддержки гражданского общества и бизнеса правоохранительные органы вряд ли смогут адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы ХХI века. Здесь мы выступаем "естественными партнерами". Ведь бизнес, а это транспортные, энергетические и телекоммуникационные компании, несет реальные потери от каждой акции террористов и атак киберпреступников. Поэтому наше взаимодействие должно приобрести системный характер.
РГ | Какие решения были приняты на встрече?
Нургалиев | Нами был одобрен ряд документов по борьбе с террористической угрозой. Среди них Принципы "Группы восьми" в области международного сотрудничества в деле предотвращения и борьбы с подстрекательством, поддержкой и совершением террористических актов, а также Рекомендации и принципы "восьмерки" по антитеррористической защищенности объектов транспорта.
Итоговым документом встречи стало принятие согласованного заявления по всему спектру рассмотренных вопросов. Следующую встречу намечено провести в ноябре в Москве.