Новости

26.06.2006 02:00
Рубрика: Общество

Упражнения с лентой

Московский международный кинофестиваль стартовал достойно

Фото: Лилия Злаказова.Российская газета: Ироничность вашего фильма "Сколько ты стоишь?" очевидна. И все же, почему роскошная женщина расплачивается за право быть любимой и любить тем, что в финале ее нагружают двумя хозяйственными сумками, элегантные туфли сменяются тапочками, а нарядные платья - халатом?

Бертран Блие: Чтобы показать уход проститутки из профессии, нужно ее переобуть, переодеть, дать ей в руки кошелку. Потом, это большой и важный символ итальянского кино, мимо которого трудно пройти.

РГ: Производство картины франко-итальянское, а для вас все же более важен итальянский элемент?

Блие: Это не элемент. Я не зря взял на главную роль итальянку, причем, на мой взгляд, Белуччи - квинтэссенция итальянской женственности. А итальянская оперная музыка усиливает этот эффект. Мотив Италии имеет для меня большое значение. Я объяснился в любви к итальянскому кино, его мастерам - Пазолини, Мастрояни. Это фильм итальянский и режиссер - итальянец, Бертрано Блиери. (Смеется.)

РГ: В вашем фильме попеременно звучат джаз и классическая оперная музыка. Что означает этот "диалог"?

Блие: Диалог между мужчиной и женщиной. Герой живет на улице Пигаль, он застенчивый и не очень красивый человек. А героиня - сама итальянская страстность. За кадром происходит такая музыкальная "битва". На мой взгляд, побеждает героиня.

РГ: Вы начинали в кино, как эпатажник и хулиган, а сейчас вы кто?

Блие: Я по-прежнему такой же, эпоха изменилась. В 1974 году, когда были сняты "Вальсирующие", как раз вышли "Механический апельсин", "Последнее танго в Париже". Сама эпоха рождала эти фильмы.

РГ: Как вы относитесь к столь популярной в западном кино теме политкорректности?

Блие: Настоящий художник не обязан быть корректным. В жизни - другое дело. Например, "Вальсирующие" - фильм плохого мальчика для плохих мальчиков. Для меня тогда было принципиальным выступать против общепринятых, насиженных вещей. Это был такой пинок под зад правительству Жоржа Помпиду. Я чувствую, что сейчас наступило время снова делать хулиганское кино в противовес всему этому корректному кино.

РГ: Но ваш последний фильм вовсе не такой...

Блие: Да, в нем нет ничего провокационного. Кроме разве что начала. Согласитесь, странная идея - купить себе жену. А в целом это простая любовная история о том, как женщина обнимает мужчину, причем мужчину во всех смыслах ее мельче. Да вообще это не фильм, а такое ласковое движение. Или сон. Многие картины похожи на сны. Кино смотришь, как сон. Я-то предпочитаю снимать кошмарные сны. Но в данном случае сделал приятное сновидение, похожее на мечту.

На фильм "Сколько ты стоишь?" придирчивые критики реагировали неоднозначно. Во время просмотра смеялись, пару раз недружно аплодировали, выйдя из зала, пожимали плечами. Поклонники раннего Блие, его блестящих, хулигански эпатажных "Вальсирующих" и провокационных, исполненных неподражаемого черного юмора "Холодных закусок", считают, что 67-летний режиссер безнадежно обуржуазился.

Главный герой, конторский служащий Франсуа (Бернар Кампан), влюбился в проститутку и вознамерился создать с ней крепкую, счастливую семью, что в равной мере дает поводы для смеха и слез. Проститутку по имени Даниэль сыграла Моника Белуччи, актриса, чья роскошная женственность бросает вызов армии тощих кинодив на грани анорексии. По-настоящему свести с ума может только такая красота - напоенная солнцем, яркая, почти вульгарная (макияж Белуччи намеренно избыточен, а платья беззастенчиво выставляют напоказ ее изобильные формы).

Cоюз Франсуа и Даниэль вызывает зависть у всех - коллег по работе, друзей, соседки. Парочка отхватила слишком смачный кусок радостей жизни, как тут не позавидовать до слез? Слезу роняет и сожитель Даниэль, средней руки мафиози и негодяй по убеждению, которого, резвясь от души, играет Жерар Депардье ("Мой любимый актер и совершенно невыносимый человек", - говорит о нем Блие).

В целом новый фильм Блие адресован скорее широкому зрителю, нежели изощренным киногурманам. Он "изменил" и своей бунтарской молодости, и черной комедии (одной смерти в "Сколько ты стоишь?" слишком мало для автора "Холодных закусок"). Фильм без политических аллюзий вряд ли успешно впишется в новомодный мировой киноконтекст. Быть может, в России его судьба будет счастливее. Политикой мы и так сыты по горло. Наше собственное средненькое кино о среднем классе утомило, едва народившись. Хочется нормальных радостей: жизнелюбия без ханжества, юмора без пошлости, изысканной режиссуры без снобизма. Фильм Бертрана Блие "Сколько ты стоишь?" как раз для тех, кто готов удовольствоваться перечисленным.

Общество Ежедневник Образ жизни Культура Кино и ТВ 28-й Московский международный кинофестиваль