Отклики на статью о Журавлевых: "Дайте мне и моей семье жить спокойно!"

Наверное, сегодня семья Журавлевых, переселившаяся из Туркмении в Подмосковье, - самая известная в России из многих тысяч переселенческих семей. По крайней мере, если судить по волне откликов на серию публикаций о ней ("РГ" N 90, 96, 99 - апрель-май 2006 г.).

 

Наши читатели активно включились в трудный разговор о проблемах соотечественников, стремящихся стать полноправными гражданами своей страны, своей родины. И поскольку разговор этот газета намерена продолжать, напоминаем: связаться с нами, чтобы принять в нем участие, можно с помощью обычной почты или по электронной почте: santa@rg.ru; yakovleva@rg.ru.

А сегодня мы публикуем одно из уже пришедших писем-откликов:

Добрый день, "Российская газета"! Очень тронула история семьи Журавлевых, разлученных из-за отсутствия российского гражданства у Людмилы - жены и мамы трехлетнего малыша. Боюсь, что мне грозит то же самое.

Я - русский, родился в 1977 г. в Челябинске. Когда мне было 9 лет, родители переехали жить в Кишинев. Моего отца, известного ученого, пригласили туда на работу в филиале Академии наук. В Челябинске остались бабушка, дедушка, дядя, все родственники.

В Молдавии как-то не слишком прижились (культура, язык и прочее), поэтому в конечном итоге родители переехали жить в Швецию, а я поступил в 1994 году в Санкт-Петербургский госуниверситет. Поступил без экзаменов, так как имел дипломы нескольких международных олимпиад по программированию. У меня было молдавское гражданство, которое я получил после распада СССР: без него в Молдавии тогда было просто опасно - времена дикого национализма были в самом разгаре. Окончил университет и остался в Петербурге: меня пригласили на должность старшего преподавателя. Кроме того, работал в программистской компании. В 2000 году женился на гражданке России.

Во времена студенчества я как-то не задумывался о гражданстве: никаких проблем его отсутствие не доставляло. А потом началось...

После свадьбы пытался получить прописку, сначала на жилплощади родителей жены, а затем и в собственной квартире (мы купили ее вскоре после свадьбы). Это было настоящим издевательством: раз в три месяца требовалось выстаивать за временной регистрацией несколько дней подряд дикие очереди, чтобы быть обруганным тетей в погонах. Один раз моя жена не выдержала, и с ней случилась истерика прямо в кабинете "тети". После чего "тетя" стала орать и на нее. Дескать, чем думала, когда выходила замуж за иностранца, уезжай теперь на "родину" мужа и не морочь мне мозги. Это при том, что я уже тогда платил налоги в количестве, достаточном для содержания трех таких "теть". В какой-то момент меня отказались прописывать - даже временно! - в собственной квартире, заявив, что теперь я должен регистрироваться по месту работы, а не по месту жительства.

Университет один раз смог меня зарегистрировать. А потом, в 2002-м, с меня стали требовать еще и разрешение на работу. Когда я попытался получить разрешение, мне сказали, что разрешение должен делать работодатель. А университет не знал, как это делать. В результате прописки у меня так и не стало.

Тогда я обратился в некие коммерческие структуры. Хотел сделать вид на жительство. Но вид на жительство в начале 2003-го в СПб не делали - готовились к 300-летию города. Предложили устроить сразу гражданство - без волокит и долгих ожиданий. Я, конечно, согласился. С меня взяли кучу документов, в том числе паспорт гражданина Молдовы, ксерокопии свидетельства о рождении, о браке и т.д. Через несколько месяцев у меня был новенький паспорт гражданина России. По нему я летал по всей стране, по нему я наконец-то получил постоянную прописку в своей квартире, в него поставили отметку о рождении дочери в 2005 году. Словом, стал человеком, а не букашкой без бумажки.

А потом случилось страшное: при посадке на поезд Санкт-Петербург -Москва меня ждал сотрудник транспортной милиции, который изъял у меня паспорт с формулировкой "незаконно выдан". На мой запрос в прокуратуру ответили советом обратиться в паспортно-визовое управление. В ПВУ посоветовали "ехать в Молдавию, восстанавливать гражданство и получать российское гражданство заново". И я так и не понял, а почему я теперь - не гражданин России? Ведь, по законодательству, лишить гражданства может только президент прямым указом, а то, что мне гражданство в обход длительных процедур "сделали незаконно", не означает, что у меня его не было. Или я не прав?

В результате я теперь без документов вообще. Вот, собираюсь последовать советам добрых тетенек из ПВУ и лететь в Молдавию. Как это сделать, не имея документов, еще не знаю. Для начала попробую, видимо, получить свидетельство о возвращении в посольстве Молдавии. И боюсь, что меня просто депортируют "на родину" при том, что я и языка-то молдавского не знаю. А здесь у меня дочка, ей год и два месяца.

Я - коренной русский с высшим образованием, полученным в престижном вузе по специальности IT-технологии, с неплохими результатами в науке и дипломами международных олимпиад. Россия сейчас нуждается в профессионалах в IT-отрасли? Я - директор IT-компании на 300 человек с многомиллионным оборотом. Я и моя компания приносим в казну немалые деньги. Мы поднимаем престиж России на международной арене, представляя ее ведущей мировой IT-державой. Параллельно преподаю студентам в вузе за зарплату в 1500 рублей. Как вы понимаете, не потому, что нуждаюсь в таком "заработке", - я обеспечиваю себя и свою семью и без этой зарплаты, могу и вообще бесплатно преподавать - не из-за денег я это делаю.

Вот мне интересно, нужен ли я России?

Получается, что России нужно совсем другое. Нужны еще одна неработающая мать-одиночка и ребенок без отца. Нужна развалившаяся компания без руководства. Нужны студенты без преподавателя...

Я никогда ничего не просил от страны. Мне не нужны ни пособия, ни льготы, ничего. Сам могу поделиться с государством, не бедные мы. Всего могу добиться сам, своим трудом и своей головой. У меня только одна просьба к стране - дайте мне и моей семье жить спокойно! Перестаньте делить свой народ на тех, кто в феврале 1992-го жил в России, и тех, кто приехал позже. Просто дайте мне возможность законно получить гражданство, не подвергаясь унижениям и не тратя время и здоровье на войну с бюрократией.

Как я жалею, что из глупых патриотических соображений не уехал с родителями в Швецию... И если меня все-таки на выезде депортируют, я не буду сопротивляться, просто заберу жену и дочку из России в Швецию, Данию, Финляндию либо любую другую страну, в которую меня зовут уже не первый год. И буду двигать ИХ науку и ИХ экономику.

Извините, наболело.

С искренним уважением к тому, что делает газета, Владимир, нелегальный мигрант со стажем, как оказалось.

 ВЗГЛЯД ИЗ ХЕЛЬСИНКИ

Катри Карстунен,

советник по прессе ведомства Финляндии, отвечающий за иностранных граждан на территории страны:

- Поскольку автор письма в настоящее время нелегально находится в России, то он не сможет приехать в Финляндию, а соответственно претендовать на вид на жительство и на гражданство нашей страны.

Если бы у него все было бы в порядке с документами, его приезд и пребывание в Суоми не были бы омрачены ничем. По прибытии в Финляндию Владимир должен был бы просто получить постоянную работу и сделать запрос на получение вида на жительство для себя и своей семьи.

Для получения финского гражданства ему пришлось бы прожить в Финляндии шесть лет. Ему также нужно было бы сдать экзамен на знание финского или шведского языков. У него не должно быть криминального прошлого, невыплаченных долгов и счетов. Должен быть стабильный доход. При соответствии всем этим требованиям рассмотрение его запроса на получение гражданства заняло бы от 18 до 30 месяцев. Те же правила касались бы всех членов его семьи.

Если бы автор данного письма был бы бывшим гражданином Финляндии, переехавшим в Россию и получившим российское гражданство, он мог бы вернуть прежнее гражданство в течение двух месяцев. Ему нужно было бы просто написать запрос и заполнить необходимую анкету в Финляндии. При этом его ребенок получил бы финское гражданство автоматически. После восстановления Владимиром прежнего гражданства его супруга-россиянка получила бы вид на жительство в нашей стране. Потом, согласно принятым правилам, она могла бы претендовать на получение гражданства.

Когда верстался номер

Вчера в редакцию позвонил заместитель директора Федеральной миграционной службы Михаил Тюлькин. Сотрудники его ведомства, сказал он, готовы разобраться в жизненной коллизии читателя "РГ", если он сообщит свои точные координаты. Имевшийся в редакции адрес электронной почты Владимира мы передали в ФМС.