Такая идея была выдвинута на заседании правительственной комиссии по совершенствованию взаимодействия федерального центра и регионов.
"Вопрос тарифов в ЖКХ - системный. Он напрямую связан с развитием и реформами отрасли, - начал заседание премьер-министр Михаил Фрадков. - За пять месяцев рост платежей за коммунальные услуги, по данным Росстата, не превысил 16 процентов. Это почти в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Хотелось бы понять, результатом чего это стало - решений или, надеюсь, работы", - закончил вступительную часть глава кабмина и передал слово для разъяснений руководителю Федеральной службы по тарифам Сергею Новикову.
Тот, внеся уточнение - средний рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для организаций и населения с начала текущего года составил 15,8 процента, - сразу перешел к недостаткам. По словам Новикова, в действующем законодательстве есть ряд "позиций и неточностей", требующих дальнейшей законодательной доработки.
К примеру, в пределах сегодняшнего законодательства невозможно устанавливать долгосрочные тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
Кроме того, затруднена процедура государственного контроля за изменением уровня оплаты населением этих услуг. Наконец, отсутствуют нормы и инструменты, "дающие возможность учитывать региональные особенности в каждом конкретном случае". Результатом такого отсутствия, пояснил Новиков, стало "недорегулирование прошлых лет" в ряде регионов, когда местные власти, отвечавшие за естественный рост тарифов, искусственно его сдерживали, что иногда выходило "за допустимые грани".
Новиков также обратил внимание на необеспеченность ресурсной, технической и кадровой базой регуляторных органов в регионах. Нет у них и определенного нормативного "функционала", который сейчас закреплен не за регуляторами, а конкретными правительственными ведомствами и производителями топлива и энергии, цена которых отражается и на росте тарифов ЖКХ.
- Сейчас получается, что рост тарифов в "большой энергетике" живет своей жизнью, а в регионах - своей, - сказал Новиков.
Отдельным пунктом в докладе главы ФСТ стояла цена на топливо. Он обратил внимание, что цена топочного мазута, закупаемого производителями услуг, в одном регионе может отличаться в разы. В связи с этим субъектам Федерации было предложено перейти на систему централизованных закупок. Речь, по словам Новикова, идет не о единых госзакупках, но об организации конкурсных процедур, необходимых для установления "референтной цены", сопоставимой с запланированными тратами. Положительный пример уже подан Псковской областью и Чувашией.
Вступился Новиков и за железнодорожников, фактически дотирующих за счет льготных тарифов доставку жидкого топлива на Дальний Восток. Сумма потерь РЖД, таким образом, составляет около 1,5 миллиарда рублей в год. Поэтому руководитель ФСТ предложил в связи со строгой ограниченностью бюджета РЖД со следующего года возложить субсидирование доставки мазута в отдаленные районы на федеральный бюджет.
Говоря о предложениях по дальнейшему улучшению ситуации в сфере тарифной политики Новиков обратил внимание на предложения регионов и минэкономразвития по отмене предельных индексов роста тарифов на коммунальные услуги и платы за жилье. Минэкономразвития, по его словам, предлагает создать "более гибкий механизм регулирования, дающий возможность учитывать особенности региона в каждом конкретном случае", предоставив субъектам Федерации и муниципалитетам право устанавливать тарифы выше предельных. Есть также предложение включать "в тело тарифа инвестиционную надбавку". Сергей Новиков напомнил, что в будущем году индексация затрат организациям ЖКХ установлена на уровне прогнозируемой инфляции - 8 процентов, в то время как предельный уровень роста тарифов на услуги ЖКХ установлен на уровне 15 процентов.
- Все, что выше, будет соответствовать реализации инвестиционных и производственных программ организации жилищно-коммунального комплекса, - сказал он.
Решение же по предельному росту тарифов на услуги ЖКХ по всем регионам страны ФСТ, по словам Новикова, примет 18 августа.