Однако на практике возможны варианты. Само по себе употребление наркотиков это очень и очень плохое занятие, но не преступление. Поэтому часто граждане, пойманные с дурманом, заявляют, мол, купил для себя, грешен, мучаюсь, но проклятая игла не отпускает. Как быть в таком случае судье: верить или нет? А как быть следователю, если прожженный наркоторговец пытается выдать себя за простого наркомана, по которому не тюрьма плачет, но клиника?
Ответы почти на все вопросы дал пленум Верховного суда РФ. Он проанализировал судебную практику по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков. Итогом стало постановление пленума.
В практике рассмотрения судами таких дел допускаются ошибки. Имеются отдельные факты необоснованного осуждения лиц ввиду неверного толкования некоторыми судами понятий изготовления, переработки и производства наркотических средств.
Теперь неясностей для судей должно стать меньше. Люди в мантиях не должны сами гадать: в каком виде травка еще растение, а в каком уже наркотик? Определять вид и размеры подозрительного вещества должны специальные эксперты. Проведение соответствующих экспертиз разрешается юридическим лицам, имеющим специальную лицензию. Иной вариант: поручать экспертизу соответствующим подразделениям Генпрокуратуры, ФСБ, таможни.
Важно, что если наркодилер, грубо говоря, подмешал что-то в дурман, то размер наркотического вещества надо определять без учета нейтральной примеси. Получается, вес меньше, срок короче. Исключение - для кокаина, там отвечать придется за весь фактический вес.
Если гражданин приобрел наркотики для себя или он только говорит, что для себя, это не значит, что он автоматически освобождается от наказания. Если наркотиков в его карманах (багажнике, рюкзаке и т.д) окажется слишком много, то прямая дорога в тюрьму независимо от того, продавал ли кому, или про запас брал. Однако Верховный суд сделал важное уточнение: взвешивать надо каждый вид дурмана по отдельности. Скажем, обнаружится в бардачке машины доза героина, доза травки, доза чего-то там еще, нельзя складывать их вместе, чтобы получить крупный размер и подвести под статью. Но если выяснится, что пакетик кокаина, обнаруженный у гражданина, сам по себе крупный размер, а там еще и травка в кармане, и еще таблетки какие-то, то тут уже дело пахнет казенным домом.
Под незаконной переработкой без цели сбыта наркотических веществ людям в мантиях следует понимать очистку вещества от посторонних примесей, смешивание с другими фармакологическими веществами и прочее. А вот измельчение, высушивание или растирание наркотикосодержащих растений само по себе не является преступлением, если после этого гражданин не стал дальше доводить травку до кондиции.
Этого постановления ждали не только судьи, но и правоохранительные органы. По данным Госнаркоконтроля, за последние 10 лет масштаб незаконного оборота наркотических средств возрос до степени серьезной угрозы здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности и в целом безопасности государства. Как сообщают борцы с наркомафией, по их информации в России действуют свыше 950 наркогруппировок, контролирующих этот преступный рынок.