Шума они наделали много. Никем не останавливаемый, "Айдлвайлд" беспрепятственно пересек российскую морскую границу у восточного побережья Камчатки и вошел в Авачинскую губу, на берегу которой находится Петропавловск-Камчатский. Здесь капитан сам вышел на пограничников, что, видимо, несколько их изумило. По существующему в России порядку "добро" надо было запрашивать еще за пределами 12-мильной прибрежной зоны.
Яхту до выяснения препроводили на рейд у мыса Сигнальный, где она и простояла около суток. Подключились камчатские яхтсмены во главе с председателем областной федерации парусного спорта Евгением Панченко. После ряда согласований "Айдлвайлд" ошвартовался у причальной стенки морского порта, недалеко от развалин морвокзала. Скандал заслонил собой само событие, каковым, несомненно, стал приход в самый восточный город России канадских путешественников.
В мае прошлого года капитан Грей отправился на "Айдлвайлде" в кругосветное плавание, продолжающееся до сих пор. На разных этапах пути его сопровождали разные люди, в основном из числа родственников и друзей. В настоящее время на борту яхты сам капитан, двое его сыновей, Брэдли и Кэвин, и их друг.
Путешественники проплыли вниз по реке Маккензи, вышли в Северный Ледовитый океан и пошли на восток через лабиринты арктических канадских архипелагов. Далее их путь лежал вдоль западного берега Гренландии в Атлантический океан, который был пройден "Айдлвайлдом" по диагонали - от Гренландии до южной оконечности Африки. В Северной Атлантике едва разминулись с ураганом силой ветра 60 миль в час. Волны вздымались до десяти метров в высоту. Яхту временами разгоняло до скорости в 24 узла. Миновав мыс Доброй Надежды, пересекли Индийский океан, прошли вдоль западного побережья Австралии (с заходами в Перт и Дарвин) и взяли курс на север. Далее путь морских бродяг лежал через Индонезию, острова Палау и Гуам.
В Японии у капитана созрела идея завершить кругосветное путешествие посещением Камчатки. В российском посольстве в Токио он получил отказ, но в маленьком городке Кусиро - побратиме Петропавловска-Камчатского председатель общества друзей Камчатки взялся помочь канадским путешественникам. После нескольких звонков в Москву было получено устное разрешение на трехдневный визит.
Многочисленные хлопоты по оформлению законности пребывания канадских гостей в Петропавловске-Камчатском добровольно взяли на себя несколько камчатских яхтсменов. Яхтсмены уплатили штраф - 20 минимальных размеров оплаты труда или 80 долларов, после чего их выпустили в город.
Как рассказал Бенжамин Грей, он родился на севере Канады, где живет не так много людей. После школы Бенжамин в течение 33 лет проработал на нефтяных скважинах. Это был их семейный бизнес. Впоследствии семья продала буровую вышку и 15 лет занималась фермерством. Потом была продана и ферма, а на вырученные деньги построили на верфи моторную яхту. Основные дизайнерские идеи принадлежат Бенжамину. Постройка судна потянула почти на полмиллиона долларов США. Капитан получил основы навигации, летая на своем самолете. Остальная команда никакого навигационного опыта ранее не имела.
Какие впечатления остались у канадцев о нашей не слишком-то гостеприимной Камчатке? Как сказал за ромом капитан Грей, во времена его детства Канада тоже была бедной, сейчас Камчатка выглядит, как северная Канада 30 лет назад.
Кстати, с бывшим Советским Союзом его семью связывают кровные узы. Жена Бенжамина, мать его сыновей - украинка. Ее родители переехали в Канаду еще до войны. Сыновья капитана охотно согласились, что они наполовину украинцы, но из украинских слов припомнили только "борщ".
Из Петропавловска "Айдлвайлд" взял курс через Алеутскую гряду и Ном к Берингову поливу и далее - к устью реки Маккензи. Поднявшись вверх по течению реки, капитан Грей и команда завершат плавание вокруг земного шара. Яхта, скорее всего, после этого будет продана.