28.06.2006 01:07
    Поделиться

    В регионах работу туркомпаний не контролирует никто

    Не нужен нам берег турецкий

    Семья из Ярославля, чей отдых также оказался изрядно подпорчен "ЛУКтуром", сейчас отдыхает от туземного отдыха у себя дома. Три недели назад они, двое взрослых и ребенок, купили у "ЛУКтура" путевки в турецкий город Белек, в пятизвездочный отель, заплатив почти две с половиной тысячи долларов. Проблемы начались сразу же по прилету на берег турецкий: ярославцам не выдали обратных авиабилетов и ваучеров на заселение. Весь первый день своего путешествия туристы  провели на "рисепшен", в ожидании, когда же их поселят в номер. Турецкая сторона приветливо сообщала, что место забронировано, но проплаты от московской турфирмы так и не поступило. Приехавшие уже к вечеру сотрудники "ЛУКтура" жилищную проблему для страдальцев хоть и решили, но очень своеобразно. Отвезли их в трехзвездочный отель, находившийся в семи сотнях метров от моря, в соседнем городе Сиде, куда путевка стоила всего 150 долларов.  Разница в стоимости заказанного и полученного в итоге номера составила "каких-то" полторы тысячи долларов!

    В результате вызволением ярославцев занялась ярославская турфирма, так неудачно связавшая сердца путешественников с "ЛУКтуром". Благодаря оперативности - а директор компании и менеджер выехали в Москву в офис "ЛУКтура" на следующий день, как только стало известно о мытарствах ярославской семьи - им удалось добиться переселения своих клиентов в отель, условия в котором  соответствовали договору.

    - Фирма, конечно, странная, - делится впечатлением от общения с московскими коллегами менеджер ярославской турфирмы Екатерина Серенкова. - Кстати, и с другими туристами, которых мы отправляли через нее раньше, возникали некоторые проблемы. И за целый день, проведенный в Москве, нам так вразумительно и не объяснили, отчего все так произошло и кто кого кинул. Можно предположить, что "ЛУКтур" просто перекупал у  крупных туроператоров нереализованные путевки и продавал их дешевле.

    Отчего только сама-то ярославская турфирма, одна из старейших в городе, все же купилась на эту дешевизну? Ответа нет. Проблемы, хоть и гораздо меньшие, были и у других клиентов. Во время отъезда не была предоставлена информация ни о самолете, ни о трансфере в аэропорт.  В итоге семьдесят километров до самолета пришлось преодолевать за собственные деньги. По приезде ярославская турфирма, как и предполагает законодательство в таких случаях, вернула пострадавшим часть денег. Хотя впечатления от испорченного отдыха вряд ли стали лучше.

    Семь нянек и дитя туриндустрии

    Сколько еще таких экстрим-туров может быть? После многих разговоров с причастными к турбизнесу лицами ответ напросился сам собой  - немало. И, скорее всего, известно о них  будет лишь после того, как грянет очередное ЧП.

    Кто сейчас контролирует работу туристических компаний, спросите? Да по большому счету никто. Для открытия дела требуется лицензия, выдается которая в Федеральном агентстве по туризму. Для обретения ее существует ряд требований: опыт работы директора в турбизнесе, к примеру, должен быть не менее пяти лет,  в штате сотрудников не менее семи человек, из них тридцать процентов должны иметь образование в сфере туризма. Как уж так получилось, но даже эти простейшие требования выполняются далеко не всегда. Однако лицензией та или иная фирма-туроператор благополучно владеет. Особо остро в небольших провинциальных городах стоит проблема с квалифицированными кадрами. Проверка, недавно проведенная в Череповце управлением по развитию туризма Вологодской области, показала: ни опыт работы директора, ни образование менеджеров не соответствует требованиям.

    - Нет, совсем уж серьезных нарушений не было выявлено, - рассказала корреспонденту "РГ" руководитель управления  Елена Серегодская. - Хотя часто компании выступают в качестве туроператора и турагентства одновременно, имея право лишь на последнее. Ведь туроператоры формируют маршруты, а турагентства являются продавцами. Такое незаконное объединение характерно для всех небольших городов. Среди массовых нарушений " отсутствие должного опыта работы у директоров компаний, отсутствие квалифицированных сотрудников, неправильно составляемые договоры с клиентами.

    При этом, сообщила Серегодская, контролировать турфирмы, после того как лицензирование ушло в Москву, на достаточном уровне областные власти не имеют полномочий. Работают с компаниями, что называется, по старой памяти.

    - Хотя в принципе при желании они могут попросту отказать нам и не показывать никаких документов. Федеральная же власть далеко.

    Налоговая инспекция в свою очередь проверяет в компаниях лишь финансовую сторону дела, не вдаваясь в юридические тонкости. Во многих городах существуют ассоциации туризма, объединяющие ведущие турфирмы, как правило, заинтересованные в клиентах и в качестве услуг. Но существенным образом влиять на туристические компании региона они не могут. Картина маслом получается " семь нянек и дитя без глазу.

    Ожидающиеся в ближайшее время поправки в закон "О туристическом бизнесе", к удивлению, особого оптимизма у многих специалистов тоже не вызывают, особенно в той части, которая касается судьбы регионального турбизнеса.

    - Если обязательное лицензирование заменят на финансовые гарантии, которые по проекту составят 10 миллионов рублей, порядка от этого больше не будет. Первый вариант развития событий - и так немногочисленные туроператоры на местах попросту вымрут. Второй вариант - еще больше будут обманывать, занимаясь и туроператорской, и турагентской деятельностью, официально декларируя лишь последнюю часть.

    Спасай себя сам

    Получается, что спасение отдыхающих - дело рук самих отдыхающих. Как сделать так, чтобы отдых не был безнадежно испорчен? Ответить на мой вопрос со стопроцентной вероятностью не смог никто, рецепта попросту не оказалось. Хотя некоторые советы для потенциальных туристов не будут лишними.

    Обращайтесь в компанию, которая работает на рынке туристических услуг не менее пяти лет. Поинтересуйтесь о ее деятельности у всезнающего интернета: как правило, списки проштрафившихся компаний гуляют в мировой паутине. Спросите в фирме необходимые документы: устав предприятия, лицензии на право деятельности на той территории, куда вы собираетесь. Получите подробную информацию о всех организациях и лицах, с которыми вам предстоит встретиться на маршруте.

    При заключении договора будьте максимально бдительны. Проверьте все реквизиты в договоре, ваучере, туристической путевке на предмет возможных ошибок и несоответствий, и не только. Требуйте, чтобы в договоре были прописаны все достоинства маршрута, о которых вам только что так красиво рассказывал менеджер. Спросите информационную карту, где оговариваются специальные условия и правила поведения в стране пребывания.

    Вы получили медицинскую страховку? Не забудьте поинтересоваться условиями страхования по полученному полису, координатами страхующей фирмы, страховыми случаями. А если полис не выдан на руки по причине коллективной страховки, требуйте индивидуальную выписку " карточку из полиса со всеми данными: вашими и страхующей организации. Хотя стоит привыкнуть, что по страховке вас будут лечить разве что зеленкой - объем услуг слишком мал.
    Если все же советы не помогли - добро пожаловать в суд. Необходимую помощь по подготовке искового заявления вам окажут в комитете по правам потребителей. Испорченный отдых от этого не станет лучше, зато может греть мысль о том, что будущих туристов, может быть, обслужат как следует. По крайней мере, как рассказали нам  в Союзе потребителей Вологды, после одного из таких судебных прецедентов, когда турфирма вынуждена был заплатить солидную сумму денег, ее коллеги стали относиться к делу с большим радением. И за этот год никаких жалоб от обиженных клиентов еще не поступало. Даже от вологодских туристов, отдохнувших с "ЛУКтуром": местные турагенты смогли решить проблему достойно. Сделайте и вы туристическую сказку былью.

    Поделиться