Авторы законотворческой инициативы поняли: если то в одном, то в другом российском регионе отмечаются проявления экстремизма и ксенофобии, значит, закон, который должен им противодействовать, несовершенен. И депутаты стали улучшать закон прямо с первой статьи. Они дополнили перечень видов деятельности, которые будут считаться экстремистскими, - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Экстремизмом в соответствии с законопроектом признаются, кроме прочего, массовые беспорядки, хулиганские действия и акты вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды. К экстремизму может быть отнесено воспрепятствование законной деятельности органов госвласти, избиркомов, а также должностных лиц этих органов, соединенное с насилием или угрозой его применения. Экстремистской деятельностью будет считаться и публичная клевета "в отношении должностного лица, в случае если это лицо обвиняется в совершении действий, которые содержат признаки экстремизма, либо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления".
Согласно новым поправкам к экстремизму будет приравнена и пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой и национальной принадлежности.
Также экстремизмом предлагается признать создание печатных, аудио-, визуальных и иных материалов, предназначенных для публичного использования в случае, если в них содержится хотя бы один из признаков экстремистской деятельности. При этом автор данных материалов признается лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность, и несет ответственность, установленную законодательством. Перечень этот довольно подробен и конкретен. Однако депутату "Родины" Олегу Шеину законопроект показался "гуттаперчевым, эластичным, резиновым". Его, по мнению Шеина, "можно применить к любой деятельности". Например, следуя букве законопроекта, прошлогодние выступления россиян против "монетизации" тоже можно назвать экстремизмом, считает Шеин. Хотя люди просто не разобрались и почем зря публично "клеветали" на власть.
Депутатов также интересовало, признают ли экстремистской деятельность власти, "которая сама становится источником социальной опасности", потому что доводит людей до отчаяния невыплатой заработной платы. Или все будет зависеть от цвета кожи тех, кто остался без зарплаты? Коммунист Анатолий Локоть увидел в законопроекте угрозу для оппозиции, ведь, по словам депутата, теперь любое высказывание, которое отличается от официальной точки зрения, может быть квалифицировано как экстремизм. "Как в такой ситуации может жить оппозиция? Может быть, ее хотят ликвидировать как явление, как класс?". Однако "единороссы" коллегу успокоили: "Не применяйте насилие и не угрожайте им, тогда не будет никаких претензий".