Напомним, что предложение добровольно написать такие рапорты им высказал новый Генеральный прокурор Юрий Чайка.
На своем первом совещании он сказал, что это будет "наиболее правильным и целесообразным в сложившейся ситуации". Чайка также уточнил, что решение по каждому из добровольно уволенных будет приниматься индивидуально.
Чтобы понять сложившуюся ситуацию, необходимо правовое уточнение. Для заместителей Генерального прокурора прошения или рапорты об отставке не влекут за собой автоматического увольнения с должности и, соответственно, сложения с себя полномочий. Порядок их назначения и увольнения определен законом о прокуратуре. Там записано, что Генерального прокурора назначает на должность и освобождает от нее Совет Федерации по представлению президента страны. Такая же процедура предусмотрена для заместителей Генерального, с той лишь разницей, что кандидатов представляет верхней палате парламента уже не президент, а Генпрокурор.
Таким образом, высказанные в некоторых СМИ страхи по поводу того, что работа прокуратуры может оказаться парализованной на всем необъятном пространстве страны, по меньшей мере необоснованны. Как сообщили корреспонденту "Российской газеты" источники в Генпрокуратуре, все 13 заместителей, подавшие заявления "по собственному желанию", пока остаются на местах и выполняют свои служебные обязанности. Никого на их места с приставкой "и.о." не назначали. Из всего корпуса первых лиц освобожден от должности лишь прокурор Москвы Анатолий Зуев - его отставка принята Юрием Чайкой.
Судьбу тринадцати замов окончательно будет решать Совет Федерации на своем заседании, которое планируется 7 июля. Ясно, что к этому дню она будет уже предрешена в стенах на Большой Дмитровке. Как заявил вчера глава Комитета по правовым и судебным вопросам Совета Федерации Станислав Вавилов, Юрий Чайка внесет кандидатуры на должности своих заместителей к очередному заседанию палаты. Комментируя "Интерфаксу" решение Чайки отправить в отставку всех своих тринадцать заместителей, Вавилов отметил, что это право Генпрокурора. "Пришел новый руководитель, и совершенно естественно, что у него есть свое видение работы в органах прокуратуры и он смотрит, какие кадры есть в его распоряжении и соответствуют ли они тем направлениям, которые Генпрокурор собирается активизировать. И исходя из этого принимается соответствующее решение", - подчеркнул он.
По его мнению, по предложенным Генпрокурором кандидатам не будет особых дискуссий.
Сенатор напомнил, что при назанчении самого Юрия Чайки его кандидатура была единогласно поддержана верхней палатой парламента.
По словам нашего источника в Генпрокуратуре, сославшегося на Федеральный закон об этом ведомстве, сенаторы должны будут рассматривать не все тринадцать кандидатур, а лишь освободить от должностей тех заместителей, кого Юрий Чайка представит в Совет Федерации. Остальные же останутся на своих постах - их переназначения ситуация не требует. В этом ее отличие от похожего положения, которое было несколько лет назад в министерстве юстиции. Тогда Юрий Чайка, возглавивший это ведомство, своим приказом вывел за штат весь состав министерства. Это дало нынче повод порассуждать, что, мол, таков стиль работы Чайки.
Но в минюсте подобное решение было связано с реорганизацией ведомства в рамках начавшейся административной реформы. Она и началась с минюста, из которого в итоге выделились три самостоятельные федеральные службы - Росрегистрация, Служба судебных приставов и Служба исполнения наказаний. А в Генпрокуратуре такого коренного реформирования не проводится и даже не планируется, о чем сам новый руководитель сказал при назначении. Правда, при этом подтвердил, что некоторые изменения произойдут, в том числе в кадровом составе.
Не исключено, что Юрий Чайка поставит вопрос о сокращении числа своих заместителей. Как известно, в министерствах в ходе реформы их оставили всего по два, потом добавили еще по статс-секретарю, а здесь - тринадцать. Сократить "чертову дюжину" пытался еще Владимир Устинов, однажды он сказал об этом открыто на встрече с главными редакторами центральных изданий. Но, как говорят на Большой Дмитровке, этому помешали полномочные представители президента в федеральных округах, они категорически не захотели оставаться без такой надежной правовой опоры. Судя по всему, их отношения с властной элитой субъектов не всегда безоблачны.
Число "замовских" портфелей может сократиться и в центральном аппарате. Кто конкретно освободит свои кресла, в ведомстве не говорят даже самые доверенные источники. За его пределами чаще всего называют первого зама Юрия Бирюкова, Сергея Фридинского и Владимира Колесникова - все трое были назначены на должности Владимиром Устиновым и считаюся близкими к нему людьми. Сергей Фридинский прежде возглавлял управление Генпрокуратуры на Северном Кавказе, там же стал замом, затем перешел в центральный аппарат, где активно взялся за проблему детской безнадзорности и нарушений при усыновлении маленьких россиян иностранными родителями. Владимир Колесников хорошо известен еще со времен руководства Главным управлением уголовного розыска МВД, его даже называли "последним сыщиком", он был заместителем министра внутренних дел и затем перешел в Генпрокуратуру - советником, ставшим со временем замом Генерального. По сообщениям, он уже и сам заявил об уходе.
Кадровые перестановки в центральном аппарате не закончатся сменой вывесок на кабинетах замов первого лица. Они уже начались. В первый же день своего пребывания в должности Юрий Чайка заменил начальников четырех управлений - кадрового, организационно-контрольного, так называемого Управления общего надзора (надзирает за исполнением федеральных законов) и Управления делами или, попросту говоря, хозяйственного. Общего предложения начальникам управлений написать заявления об уходе не было, с каждым вопрос решается персонально.
О дальнейшей судьбе уволенных или тех, кто может быть уволен, пока ничего не известно. Говорят, некоторые могут перейти на работу в минюст - те, чьи деловые и личные качества Владимир Устинов хорошо знает и в ком уверен. Впрочем, это обычная практика, когда вместе с вновь назначенным высоким руководителем приходят и другие сотрудники рангом пониже. На Большой Дмитровке не исключают, что и к ним придут новые кадры. Таким образом, взаимообогащение опытом двух главных юридических ведомств продолжится и даст новый толчок развитию нашего государства именно как правового.