Англичанка по отцу, француженка по материнской линии Жаклин Биссет родилась и выросла в Англии. Занималась балетом, мечтала стать актрисой. Серьезная болезнь матери заставила ее рано повзрослеть - в шестнадцать лет Жаклин уже "стояла на собственных ногах". Сначала работала официанткой, потом стала фотомоделью. В свои 62 года Биссет ослепительна: сияющие зеленые глаза, очаровательная улыбка, красивые, энергичные руки. О ее фигуре лучшая голливудская художница по костюмам сказала: "Одно из прекраснейших тел, с которыми мне приходилось работать". Жаклин Биссет способна вскружить голову практически любому мужчине, о ее романах ходят слухи - часто недостоверные. Одно известно наверняка: на протяжении семи лет актрису связывали весьма серьезные отношения с русским "невозвращенцем", танцовщиком Александром Годуновым.
Ее первые шаги в кино связаны с именем легендарного англичанина Ричарда Лестера. Едва прибыв в Голливуд в конце 60-х, она оказалась партнершей Фрэнка Синатры в фильме "Детектив", который сразу принес ей мировую известность. Она снялась у великого Франсуа Трюффо, и придирчивые критики тут же назвали ее большой, серьезной актрисой. Она играла в коммерческих хитах "Дикая орхидея", "Служанка", "Убийство в Восточном экспрессе", в серьезных авторских фильмах, таких как "У подножия вулкана" Джона Хьюстона и "Церемония убийства" Клода Шаброля. Жаклин Биссет не знакомы понятия "невостребованность", "непризнанность", "простой". Она не сходит с экрана сорок с лишним лет, у нее более восьмидесяти ролей.
Впрочем, когда дело доходит до личного общения, выясняется, что "ласточка" вовсе не пела. Жаклин здоровается за руку и в отличие от многих своих коллег разговаривает не через стол, а предлагает сесть рядом с ней на диване. Она смотрит собеседнику в глаза, как бы оценивая и взвешивая. И вдруг сама задает первый вопрос.
Жаклин Биссет| Что вы думаете о моей героине из фильма "Изящное искусство любви"?
Российская газета| Думаю, власть - самое тяжелое испытание, которое может выпасть человеку. Особенно женщине.
Биссет| Поймите, моя героиня мечтала стать балериной, но ей это не удалось. К тому же, она живет среди девочек, которые тоже об этом мечтают. И возникает порочный круг насилия, зла. Она мучает свою ученицу, искренне желая сделать из нее великую танцовщицу.
РГ| Правда, что играть жестокость проще, чем доброту?
Биссет| Мне труднее играть отрицательных героинь. Но это интересно. Меня интригуют такие люди - обладающие властью, совершающие страшные вещи.
РГ| На мой взгляд, гораздо труднее ваша роль в фильме "Церемония убийства" Клода Шаброля.
Биссет| Неужели? Почему?
РГ| Образ не развивается. Интеллигентная женщина, пассивная потенциальная жертва, которая не подозревает, что ей и ее семье уготована смерть - от рук собственной прислуги.
Биссет| И тем не менее сниматься в "Церемонии убийства" мне было легко. Я все время думала о том, что переживают эти девушки, которых великолепно играли Сандрин Боннер и Изабель Юппер. Что привело их к этому бессмысленному убийству? Не то, чтобы они мне очень нравились. Дело не в этом. Так же и моя героиня в "Изящном искусстве любви" совершенно не близка мне. Но чтобы попасть в ее внутренний мир, приходилось нечто подобное откапывать в себе.
РГ| Как вы это делали?
Биссет| Пыталась понять, что ей движет. Прежде всего она невероятно одинока. Хочет делать добро, а получается зло.
РГ| Вы в детстве занимались хореографией. Балетный мир действительно жесток?
Биссет| Я мало занималась, пришлось бросить из-за болезни. Так что я толком и не успела проникнуть в этот мир, хотя балет, так или иначе, пронизывает всю мою жизнь... Так вот, я думаю, что в фильме "Изящное искусство любви" есть определенная правда. И то, что девочки, будущие балерины, живут, как заключенные. И то, что моя героиня - надсмотрщица. Особенно грустно, если женщина проявляет жестокость по отношению к женщинам. Мы ведь, как это ни дико, можем быть гораздо жестче мужчин.
РГ| А вы твердый человек?
Биссет| У меня высокая сопротивляемость. Я очень-очень сильная. И жесткая. Да нет, шучу. На самом деле я мягкая и пушистая. (Смеется.)
РГ| Какие воспоминания у вас остались о первой работе в кино? Это ведь был фильм Ричарда Лестера "Сноровка... и как ее приобрести"?
Биссет| Я впервые оказалась на съемочной площадке, и все мне казались очень странными. Особенно Ричард. Он все время валялся на полу. Я думала: "Какие-то больные люди! Что за фильм у них получится?" Потом, когда увидела на экране, решила: "А ничего вроде бы!"
РГ| Еще бы! В 60-х годах фильмы Лестера и других английских режиссеров поколения "рассерженных" были откровением. Кстати, у нас сейчас многие подростки открывают для себя такие картины как "Вечер трудного дня", "Help!", "Желтая подводная лодка". И слушают "Битлз".
Биссет| Невероятно! Впрочем, все возвращается.
РГ| Вы работали с великим Франсуа Трюффо в фильме "Американская ночь". Каким он был на съемочной площадке?
Биссет| Очень чутким. Правда, мне он сразу заявил: "Вы слишком реалистичны, а мне нужно то, что нужно мне". Трюффо создавал удивительную атмосферу, очень теплую. Он даже не использовал яркий свет, а мягкий, рассеянный, так что актеры чувствовали себя очень легко, непринужденно.
РГ| Большинство режиссеров - тираны. Вы миритесь с этим?
Биссет| Не надо забывать о том, что ты присутствуешь на площадке для того, чтобы следовать воле постановщика. Помню, как один из режиссеров сказал: "Ну, хватит демократии, давайте работать". Для меня идеальный режиссер это такой добрый дедушка, который всех обнимает своей любовью.
РГ| Кто из актеров-мужчин был для вас лучшим партнером по съемочной площадке?
Биссет| Самым легендарным был Фрэнк Синатра. Самым точным, координированным - Жан-Поль Бельмондо, самым смешным - Ник Нольти.
РГ| Какие фильмы вы любите как зритель?
Биссет| Сейчас я довольно редко хожу в кино. Меня утомляют даже рекламные ролики к фильмам, особенно - американским. Я люблю хорошее кино, в частности - европейское. В сущности, я благодарный зритель. В современном кино меня огорчает его темная сторона, отсутствие света, надежды.
РГ| Есть жанр, в котором вы ни за что не станете работать?
Биссет| В фильме ужасов.