30.06.2006 01:00
    Поделиться

    "Пробуждение" - античные страсти на XVIII ММКФ

    Почти античные страсти на XVIII ММКФ

    На него вполне могут претендовать продюсеры картины, за 350 тысяч евро (очень скромные и по греческим, и по европейским меркам деньги для кино) снявшие фильм высочайшего художественного и откровенно некоммерческого уровня, уже получивший у себя на родине несколько национальных наград. (Такое легко и без рывков получается только в молодости - а они представляют собой, пожалуй, самую молодую в Греции команду кинопродюсеров.)

    Заслуживает награды и режиссер Никос Грамматикос, всего за пять недель (а именно столько продолжались съемки, предварял которые, правда, полугодовой подготовительный период) создавший фильм эмоционально очень напряженный, будто на одном истеричном выдохе.

    На "Георгия" также могут претендовать и исполнители двух главных ролей - известный греческий киноактер ранга Олега Янковского Вагелис Мурикис и театральный актер Михалис Цурунакис, чей психологический поединок заставляет зрителя прокручивать события их жизни много-много раз уже после того, как на экране поплывут титры и в зале зажгут свет.

    Но, оговориться нужно сразу: случайный, не фестивальный зритель, попав на "Пробуждение", поначалу будет несколько обескуражен. В картине нет и половины кадра из той прекрасной солнечной глянцевой Греции, которая жителям больших неюжных городов с рекламных буклетов представляется раем богов. И воспоминания о которой долго и бережно хранят в домашних семейных фотоальбомах... В этом греческом фильме вообще нет солнца. Потому как время действия - ночь. И ночь очень тревожная.

    События там разворачиваются в духе настоящих древнегреческих трагедий.

    Исходя из них, для того, чтобы достичь катарсиса, обязательно нужна жертва. Будет нам и жертва, и катарсис: сюжет закручивается вокруг убийства полицейским своей жены. Два брата с детства любили одну женщину. Старший стал ее мужем, младший - другом, и, от личной безвыходности, ушел в священники. (Здесь нужно сделать первую ремарку об отношении в Греции к семье: оно - священное. Там разводы - редкость, возжелать жену ближнего - моральное преступление, отцы от детей никогда не отказываются, жены от мужей не уходят.) Так вот младший, священник, всегда считал, что его старший брат такой жены не заслуживает. И когда у старшего появилась любовница, посоветовал жене брата отомстить - соврать, чтобы сделать мужу больно, сказать, что и она любит другого.

    Она послушалась совета, ее невинная кровь пролилась, и теперь родным братьям на очень большом нерве предстоит выяснить, кто из них больше палач.

    Не совсем точный русский перевод названия картины - "Пробуждение" - несколько сместил смысловые акценты. По-гречески фильм называется "Agrypnia" - что произносится как "агрипния" и дословно означает "остаюсь не спящим на протяжении одной ночи" - для того, чтобы проводить уходящего человека. Существует православный обряд в Греции - проводы умершего, когда ближайшие родственники остаются на ночь и не спят, провожая человека в последний путь. Здесь оба брата, находясь при умирающей женщине, подходят к своему очищению. На следующее утро, с восходом солнца, они уже будут другими людьми. Но мы с ними больше не увидимся - одному нужно бежать с острова, чтобы избежать тюрьмы. И делать это надо срочно, пока не вышли завтрашние газеты, - на небольших греческих островах все происшествия разносятся моментально, и о том, что он совершил убийство, полгорода уже и так знает. А второй хотел уехать со священной миссией в Эфиопию, чтобы помогать бедным черным детям, тогда как и у его семьи полно забот...

    Актер Михалис Цурунакис, сыгравший в фильме "Пробуждение" священника, рассказал "Российской газете" о том, какое место в современной греческой жизни отводится античной трагедии...

    Российская газета: Михалис, вы играете "правильного", внешне добропорядочного человека, который за одну ночь и спасает своему брату жизнь, и чуть было его сам не убивает. Кто, по вашему, в этом поединке прав?

    Михалис Цурунакис: У каждого брата - своя правда. Ведь каждый из них дошел до грани...

    РГ: Ваш герой когда-нибудь доедет до Эфиопии?

    Цурунакис: Нет, он возьмет на себя обязательства семьи брата и станет заботиться о его детях и матери. На протяжении всего фильма герой выглядит человеком, который любит избегать ответственности, и поэтому он все время уходит от неприятных ему ответов и вопросов. Он является "защищенным" членом семьи, что означает - младшим. Но уже наступил момент ему повзрослеть и взять на себя свой груз забот. И не столько в плане социального уровня, социального развития, сколько в личном.

    РГ: У греков действительно измена - это такой нонсенс, за который в порыве античных страстей можно и убить? И современная греческая семья на самом деле является святым институтом, очень далеким от европейского типа?

    Цурунакис: Семья - самый сильный и прочный институт в Греции. Это правда. То, что семья - главное в жизни человека, закладывается в воспитании молодого поколения и в воспитании детей. Но это не значит, что в Греции совсем нет разводов. Можно уйти и без крови...

    Поделиться