Рауль Руис: Я отдыхаю во время работы

Российская газета | В молодости вы собирались стать революционером и готовились к борьбе - изучали, как совершить побег, как жить в подполье. А позже, став всемирно известным, признавались, что это совсем не нужно для революционера, но полезно знать для режиссера. Особенно когда разрабатываешь тактику ведения переговоров с продюсером... В работе над фильмом "Климт" вам пригодились эти навыки?

Рауль Руис | Нет, в случае с "Климтом" все складывалось достаточно благополучно, хотя я поступал так же, как и во всех своих других картинах - когда мне предлагали сценарий, я принимал его и тут же параллельно начинал писал свой. Конечно, некоторых проблем избежать не удалось, но они были не такие, чтобы устраивать побеги. К тому же у меня было несколько продюсеров. И главный из них был настроен на то, чтобы фильм имел прежде всего художественный успех, а не коммерческий.

РГ | Когда вы уговаривали Марчелло Мастроянни сниматься в фильме "Три жизни и одна смерть", вы предупреждали его сразу, что ваши картины не приносят денег. Какие слова вы нашли для Джона Малковича, сыгравшего у вас главную роль - Густава Климта? С его стороны это тоже было актом доброй воли?

Руис | Джона Малковича не нужно было предупреждать, он сам прекрасно знал, что на моих фильмах зарабатывают не деньги, а нечто другое. Они рассчитаны на ограниченное количество зрителей, на фестивальную публику.

РГ | А когда говорят, что фильмы Луиса Бунюэля по сравнению вашими - казенный реализм, вам это лестно слышать? В ваших картинах так размыта грань между явью и сном, выдумкой и реальностью, что, кажется, вы совсем не замечаете ее в жизни...

Руис | Мои друзья, врачи-неврологи утверждают, что этой грани между реальностью и сном действительно не существует. И факт общеизвестный: в мире существует гораздо больше того, что можно увидеть своими глазами. К тому же нельзя забывать, что из 24 кадров в секунду половину из них человек в кино видит темными. Поэтому получается, что фильм снимается как бы во сне, в небытии...

РГ | Почему главным аспектом жизни Климта для фильма вы выбрали один - его взаимоотношения с женщинами? Это, по-вашему, сегодня важнее, чем, предположим, его муки творчества?

Руис | Фильм посвящен неким реальностям, фантазиям и мечтам, которые в жизни Климта были очень тесно переплетены. Почему они вертелись вокруг женщин?.. Не нужно забывать, что сорок человек называют себя детьми Климта и только 16 уже признаны официально. И что будучи таким любвеобильным человеком, большую часть своего состояния он потратил на образование своих детей.

РГ | В июле вы будете принимать поздравления с 65-летием. Что бы вы предпочли получить в подарок: предложение снять новый фильм или возможность взять паузу и отдохнуть?

Руис | Я отдыхаю во время работы... Еще я много хожу, хорошо сплю, читаю запоем - в лифте, по дороге, во время перерывов. Признаюсь, многое менялось в моих фильмах из-за того, что я читал во время съемок. Один из моих друзей дал точное определение, сказав, что мои фильмы - это заметки на полях прочитанных мною книг...