Насколько хватит позитива
Насколько убедителен и сколько времени продержится весь этот макроэкономический позитив? Напомним, что еще рост экономики в феврале - марте 2006 года большинство экономистов считали простой коррекцией после провального января. Хотя все конъюнктурные опросы предприятий показывали их намерения и возможности не только сохранить, но и увеличить объемы выпуска. В апреле и мае эти настроения не только не исчезли, но даже усилились благодаря хорошему спросу, портфелю заказов и, видимо, не столь уж критическим уровням загрузки производственных мощностей. А это означает, что в промышленности и экономике в целом сформировались условия для перехода в классическую фазу подъема цикла хозяйственной активности. Насколько высоки будут темпы и насколько они окажутся устойчивыми - это уже вопрос скорее к качеству государственного регулирования экономики, взаимодействия власти и бизнеса, наращивания технологических и финансовых заделов. Ну и, конечно, нельзя не учитывать достаточно высокие для России внешние риски зависимости от конъюнктуры валютно-финансовых и сырьевых рынков.
Высокие темпы хорошего качества
Но вернемся к цифрам официального майского статотчета и мониторинга минэкономразвития. На этот раз они, пожалуй, красноречивее слов. Динамика всех макроэкономических показателей в январе - мае не только выскочила из бледного вида данных первого квартала, но и ощутимо прибавила по сравнению с январем - маем 2005 года. Темпы прироста ВВП в январе - мае составили 6,2 процента против 5,2 процента в январе - мае 2005 года. Причем эксперты отмечают их тенденцию к ускорению вместо замедления. В свою очередь индекс промышленного производства подрос на 4,8 процента вместо прошлогодних 2,9 процента, инвестиции в основной капитал увеличились на 9,2 процента против 8,2 процента в прошлом году. Нынешняя динамика реальных располагаемых доходов населения - 10,5 процента за пять месяцев 2006 года существенно опережает прошлогоднюю - 7,7 процента. При этом немного сбавил темпы оборот розничной торговли и экспорт при динамичном росте реальных доходов, инвестиций и импорта. Это означает, что пропорции производства и потребления улучшились, гарантируя продолжение роста. В то же время, несмотря на укрепление рубля и возросшую конкуренцию, отечественные производители серьезных потерь не понесли. Это особенно заметно при сравнении среднемесячной динамики основных показателей с исключенной сезонностью. А ведь, по данным Банка России, в январе - мае реальный эффективный курс рубля вырос на 5,4 процента по отношению к декабрю 2005 года: при этом по отношению к доллару США он увеличился на 9,2 процента, к евро - на 3,4 процента. И хотя экспортные доходы, торговля и потребительский импорт еще остаются "локомотивами" роста, все быстрее растет производство и ввоз инвестиционных товаров. Причем инвестиции идут в отрасли обработки, строительство, инфраструктуру, связь и информационные технологии.
Кредитная разрядка
Характерная деталь: пока Росстат и минэкономразвития считали ранее предсказанный некоторыми экономистами майский позитив, правительство обсудило достаточно скромный вариант среднесрочного прогноза. Одновременно финансовые и сырьевые рынки потерпели несколько серьезных негативных коррекций, а Банк России предостерег своих подопечных банкиров от чрезмерно рискованной кредитной политики. За быстрое наращивание долгов, правда, досталось также бизнесу и населению, вплоть до предупреждений о возможном дефолте заемщиков. В итоге ситуация на кредитном рынке несколько разрядилась. Некоторые крупные банки объявили о технической корректировке кредитной политики. Агентство по страхованию вкладов к тому же сообщило о том, что сумма страхового возмещения будет повышена до 280 тысяч рублей, к 2010 году - и до 20 тысяч евро. Но уже сейчас она достигает 190 тысяч рублей, что стимулировало приток средств населения на депозиты сроком свыше 1 года. При этом общая сумма вкладов достигла 3 триллионов рублей, что примерно в 2 раза превышает объем потребительской задолженности. Успокоился и фондовый рынок: краткосрочных форс-мажоров не ожидается, рынки учли повышение учетной ставки ФРС, а до августа инвестиционные портфели будут диверсифицированы.
Бюджет и модернизация
Вопрос же об активной налогово-бюджетной политике для стимулирования экономического роста так и остался открытым. Во всяком случае, бизнес, как принято говорить в таких случаях, четких сигналов не получил. То есть сама задача отраслевой модернизации поставлена, но пока только в рамках более качественной реализации национальных проектов. Прозвучали также долгожданные слова о системном подходе и мониторинге эффективности расходов: не зря же составляли те самые сетевые графики.
Самое простое объяснение майского подъема - население получило из бюджета и взяло взаймы у банков больше денег и купило на них больше товаров. Если так, то увеличение бюджетных расходов на 2007 год на дополнительные 415 миллиардов рублей также должно, очевидно, привести к повышению темпов роста. Вот только чего: производства или цен?
Официальных ответов на эти вопросы пока нет. Между тем в российскую экономику уже пришли серьезные производственные инвесторы и основным фондам необходима модернизация, чтобы нынешний промышленный подъем, который идет годовым темпом в 8-9 процентов, не захлебнулся в производстве неконкурентоспособной продукции.
А вот предложения есть. Причем не со стороны, а от руководителей министерств и ведомств, аппарата правительства и чиновников администрации президента. Так, глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин видит инвестиционную модернизацию экономики за счет дальнейшего укрепления рубля. Он предлагает больше не противиться укреплению рубля, бесконечно аккумулируя нефтедоллары в Стабилизационном фонде. Сильный рубль, по его мнению, не навредит российским производителям, а, напротив, позволит им модернизировать свое производство, покупая импортное технологическое оборудование по более выгодным ценам. Однако прежде чем отважиться на дополнительное укрепление рубля, власти должны определиться, каким отраслям они отдают приоритет в развитии экономики. Только в случае развития инноваций нужен сильный рубль. Сырьевой же экономике он может только навредить, считают эксперты РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Чиновники предлагают
Дело, однако, не только в отраслевых приоритетах, но и в схемах государственной поддержки. Успех распределения первых 70 миллиардов рублей Инвестфонда побудил руководителя РосЭЗ Юрия Жданова призвать увеличить его до 200 миллиардов. Регионы отчаянно нуждаются в проектах, которые они сами не могут финансировать, а банки не хотят кредитовать. Это реальная потребность не просто экономического развития, но и повышения технологической культуры производства, снижения транзакционных издержек.
Успех Инвестфонда поневоле высветил слабость российской системы межбюджетных отношений. Если говорить начистоту, то, несмотря на все попытки и даже принятые законы, никакой системы так и не получилось.
Нынешняя политика межбюджетных отношений не делает регионы богаче. Проблема в том, что налоговая реформа в стране пошла, по мнению Счетной палаты, с определенным и явным перекосом - у региональных бюджетов центр в последнее время отобрал большинство источников дохода. Иными словами, все большее и большее количество "налоговых денег", которые раньше попадали в региональную казну и направлялись на развитие регионов, идет и перераспределяется через казну федеральную.
- Не секрет, что ситуация резкой централизации доходных полномочий на уровне федерального центра создает иллюзию бездефицитности и устойчивости всей бюджетной системы страны, но делается это на фоне деградации территориальных бюджетов, - говорит аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин (цитируется по агентству "ФК-Новости"). В целом, по данным Счетной палаты, в 2003-2006 годах территории из-за налоговых новаций потеряли или отдали центру около 600 миллиардов рублей своих доходов. Связано это с отменой ряда налогов, например, дорожного и налога с продаж, а также с тем, что центр забрал или перераспределил в свою пользу платежи за пользование лесом, водный налог, налог на прибыль и так далее. Бюджетные потери регионов компенсировались потом финансовыми вливаниями из центра, но трансферты эти в целом составили за тот же период времени всего около 53 миллиардов рублей. Цифры несопоставимы.
Лицом к регионам
Разумеется, в определенной степени централизация доходных полномочий объясняется неравномерностью распределения доходов по регионам. Сегодня десять самых богатых регионов дают более половины всех налоговых поступлений страны. Бюджетная обеспеченность десяти наиболее богатых регионов страны в три раза превышает уровень бюджетной обеспеченности других десяти наиболее бедных субъектов России. Собственная налоговая база бюджетов субъектов РФ в 2005 году составила всего 12 процентов в объеме налоговых и неналоговых доходов.
Конечно, центр пытается выравнивать экономическое положение в различных субъектах Федерации. В 2007 году, по прикидкам, на трансферты бедным регионам пойдет уже около трети доходной части бюджета, то есть примерно 200 миллиардов рублей, или более 30 процентов бюджетных расходов. Это типичный случай для страны с сырьевой экономикой. И, по мнению Счетной палаты РФ, такая политика сама по себе способна законсервировать экономические различия между регионами.
Где же выход? Это прежде всего рациональная децентрализация налогов. Расходные полномочия региональных администраций и местных органов власти должны подпираться собственными закрепленными налоговыми источниками, а не финансовыми подачками федерального бюджета. Эксперты Счетной палаты полагают, что, может быть, помогло бы возвращение в пользу территорий отмененного налога с продаж. Правда, при условии, что он не будет введен вместо НДС. Потому что в таком случае налог с продаж, как и НДС, пойдет, скорее всего, в федеральный бюджет. Для бедных регионов имело бы смысл разработать и применить определенные налоговые льготы. Вряд ли нормально и то, что федеральный центр может сегодня предоставлять льготы по региональным и местным налогам, то есть явочным порядком уменьшать наполнение тамошних бюджетов.
Не только крепкий рубль
Олег Вьюгин также понимает, что одним крепким рублем экономику не модернизируешь. Необходима более гибкая налогово-бюджетная политика. Вьюгин предлагает одновременно снижать налоги или инвестировать средства Стабилизационного фонда в эффективные бюджетные программы. Выбор, сделанный правительством в пользу накопления Стабилизационного фонда, лишает российских производителей доступа к наиболее конкурентным товарам и услугам. "В настоящее время правительство стоит перед выбором: либо бесконечно наращивать Стабфонд, либо укрепить рубль и сделать более дешевым доллар", - говорит глава ФСФР.
Вьюгин констатирует, что российская промышленность, несмотря на достаточно существенное укрепление рубля, "не замедлила свои темпы, а, напротив, демонстрирует довольно здоровый рост". По его данным, ВВП России в пересчете на иностранную валюту за последние годы увеличился на 10-15 процентов. "Для внешнего инвестора российская экономика растет чрезвычайно высокими темпами, поэтому мы видим рост иностранных инвестиций, в том числе и портфельных", - добавляет Вьюгин. Укрепление рубля позволит промышленникам самостоятельно модернизировать свое производство. "Если пойти на большее укрепление рубля, то, с одной стороны, усилится конкурентное давление на российские предприятия, а с другой - у них появится больше возможности закупать оборудование и модернизировать производство, - отмечает Вьюгин. - Однако непонятно, какой из этих эффектов от укрепления рубля возобладает" (цитаты и мнения Олега Вьюгина приводятся по RBC-daily).
Системный подход. Вместо расходов
Подведем итоги. Перелом тенденции замедления темпов роста российской экономики является и признаком, и следствием повышения ее инвестиционной привлекательности. Государство в 2005-2006 годах предприняло попытки интенсивной терапии "голландской болезни", сохраняя макроэкономическую стабильность, поддерживая инвестиции и одновременно проводя политику стимулирования доходов. Эти попытки носят пока локальный отраслевой, "зональный" или региональный характер. Они пока еще не в полной мере задаются механизмами системной реализации национальных проектов, активной налогово-бюджетной политикой, распределением полномочий уровней власти, контролем эффективности расходов и налогового администрирования. Более того, необходимая концентрация капитала и финансовых ресурсов государства пока идет в ущерб малому и среднему бизнесу, на который, по сути дела, смещается основная тяжесть административно-бюрократической ренты, особенно в регионах. К тому же, несмотря на осознание проблемы технологического отставания, четких путей его преодоления пока не прорисовывается. Говоря просто, в России пока не зажжен зеленый свет инновациям и предпринимательству, и красный - коррупции. Самый крупный национальный проект "Россия" пока виден лишь в самых общих чертах.