В Москве открылся форум неправительственных организаций

"Не на кого ссылаться, не будет никаких чиновников, никакого давления, пожалуйста, высказывайтесь, решайте", - с этими словами координатор национальной рабочей группы консультативного совета Элла Памфилова отправила собравшихся на форум работать по секциям. Напомним, что "гражданская восьмерка" обычно собирается как своеобразная общественная альтернатива саммитам "большой восьмерки" в председательствующей стране - своего рода цивилизованные антиглобалисты, которые вместо шумных толп на улицах тихо работают над документами во всевозможных конгресс-холлах. На форум прибыли более 600 участников.

"У нас нет политики, чисто общественное мероприятие - это принципиальная позиция", - решительно объявила Элла Памфилова, открывая форум. "Если лидеры не хотят отрываться от людей, они должны четко понимать и учитывать, что волнует людей", - и тут Памфилова отвлеклась от речи, поблагодарив приехавших иностранцев за их готовность поделиться опытом, который необходим для России. Она также сообщила, что сегодня форум посетит президент Владимир Путин "и у вас будет возможность обозначить свою позицию по вопросам повестки дня и не только". Предшественник Памфиловой, координатор "гражданской восьмерки" в 2005 году в Великобритании Питер Ритчи обнадежил коллег: "Не стоит недооценивать те сообщения, которые передадут лидерам "восьмерки", и завтрашний визит Путина для этого прекрасная возможность". Куми Найду, генсек Всемирного альянса за гражданское участие, был не менее решителен: "Мы должны пытаться сохранить давление на правительства стран "большой восьмерки", чтобы они выполняли свои решения, и я надеюсь, что наши попытки повлиять на диалог правительств многими будут восприняты серьезно". Только заявленными темами - энергетической безопасностью, образованием и здравоохранением - представители гражданского общества не ограничились. Так, в повестке заседания появились рабочие группы "Формирование глобальной социальной и экономической политики в целях устойчивого развития", "Бизнес и общество", а "Права человека" пользовались такой популярностью, что группу пришлось разбить на четыре секции.

Если пленарное заседание форума, продлившееся всего час, отличалось некоторой помпезностью, то потом начались мероприятия, которые очень напоминали российские заседания гражданских конгрессов. Выяснилось, что представители наших и иностранных НКО (некоммерческих организаций) друг от друга весьма мало отличаются: регламент не соблюдают, любят поделиться собственным опытом, невзирая на повестку, и менее всего склонны помнить, какой конечный результат им предстоит выдать уже к сегодняшнему утру. Так, координатор секции в рабочей группе по правам человека "НПО и государство: законодательство и практика" Юрий Джибладзе очень скоро перестал просить высказываться конкретнее, а стал просто записывать основные тезисы выступающих, видимо, чтобы их проще было свести в одну резолюцию. Валентин Гефтер из Института по правам человека, проведя беглый анализ законодательства по третьему сектору (а именно так именуют себя представители НКО, отделяя свою деятельность от общества и государства), пришел к печальному резюме: "Прежде чем уравнивать субъекты права, надо ввести дифференциацию, ведь чем больше разнообразия, тем больше возможностей у человека выбрать для себя организацию". Речь, конечно, шла о новом порядке регистрации НКО.

Игорь Пастухов из "Независимого экспертно-правового совета" негодовал против новых процедур, настаивая, что "государство должно получать минимум сведений об организации, если ей не предоставляется никаких преференций". Гость из Канады, Артур Дрейч, заявил, что в его стране до тех пор, пока вы не нарушили уголовное законодательство, любые трое присутствующих здесь россиян могут приехать, организовать НПО без всякой регистрации и работать, причем правительство не будет знать об этом.