Конечно, Москва может разбомбить лагеря террористов, где бы они ни находились. Об этом неоднократно заявляло руководство России. Но в данном случае речь может идти о "точечной операции", в ходе которой будут захвачены или уничтожены террористы, повинные в гибели наших сограждан в Ираке.
О том, каким образом это может быть сделано, корреспонденту "Российской газеты" рассказал непосредственный участник подобных спецопераций полковник запаса ФСБ России Алексей Большов. За успешное освобождение заложников за пределами России он был награжден высокими правительственными наградами.
- Опыт такого рода у нас есть, - сказал он. - Хотя физическое устранение лидеров террористических организаций - редкость в современном мире. Подавляющее большинство государств стремится не уничтожать главарей, а захватить их живьем, чтобы выяснить, кто за ними реально стоит. Что, однако, не исключало возможности их последующей казни.
Наши спецслужбы имеют богатый опыт успешного освобождения сограждан за рубежом, а также поиска террористов, похитивших их. В случае невозможности передать их в руки правосудия преступники уничтожались на месте. Может, это и недемократично, но такова иногда бывает жесткая логика борьбы с международным терроризмом.
Ситуация в Ираке сегодня очень напоминает ливанскую. Достаточно вспомнить историю, произошедшую в 1985 году в Бейруте. 30 сентября 1985 года местная группировка "Силы Халеда Бин аль-Уалида" захватила четырех советских граждан: врача нашего посольства Николая Свирского, консульского работника Аркадия Каткова, а также Олега Спирина и Валерия Мырикова. Последние двое были сотрудниками КГБ СССР. Катков при захвате был ранен. Позднее боевики расстреляли его в упор.
Реакция советского руководства была молниеносной. Бейрутская резидентура КГБ установила, что организаторами захвата наших сотрудников стали шиитские фундаменталисты "Хезболлах" и палестинские боевики ФАТХ. Захват был согласован с наиболее радикальными представителями иранского духовенства и получил благословение религиозного лидера "Партии Аллаха" шейха Фадлаллы. Позднее наша разведка установила, что за всем этим преступлением стоял Ясир Арафат. Но тогда советское руководство не могло афишировать этот факт. Ведь Москва активно поддерживала Организацию освобождения Палестины в ее борьбе против Израиля.
Тогда, как и сегодня, террористы преследовали чисто политические цели. Они хотели заставить Москву надавить на Дамаск, чтобы сирийские войска, блокировавшие группировки палестинцев, возглавляемые Ясиром Арафатом в Бейруте и Триполи, дали возможность им уйти. Тогдашний резидент КГБ в Бейруте Юрий Перфильев, используя свои связи, вышел на главаря захватчиков Хаджу Саламэ. Переговоры с ним ни к чему не привели. И тогда через местных наших друзей среди друзов был инициирован захват Саламэ. При личной встрече Перфильев недвусмысленно предупредил шейха Фадлаллу, что его ближайшие родственники могут скоро попасть к нему "в разобранном виде". Для убедительности шейху показали полный список адресов всех его родственников и конспиративных квартир, где скрывались его соратники.
Устрашение подействовало - наших ребят вскоре отпустили. Напомню, что операция по освобождению сотрудников советского посольства была успешно осуществлена в условиях гражданской войны, когда бои шли чуть ли не у стен нашей дипмиссии. Выполняя джентльменское соглашение, наши отпустили Хаджу Саламэ. Кстати, позже появились сообщения-страшилки, что одному из соратников шейха Фадлаллы, который участвовал в похищении наших ребят, отрезали гениталии, а его труп положили на пороге его дома в Бейруте в качестве "предупреждения" террористам. Но все это была лишь легенда, хотя она и сыграла нам на руку. Хотел бы еще добавить, что на одном из приемов тогдашний ливанский президент Амин Жмайель сказал: "У нас вообще не было бы заложников, если бы поиск велся так, как это сделали русские".
Можно еще вспомнить и операцию наших кубинских коллег, которые нашли и уничтожили почти всех, кто был повинен в гибели в Боливии известного кубинского революционера Че Гевары. Хотя это несколько другая история.
Хотел бы напомнить, что для проведения особых операций за рубежом в структуре КГБ СССР было создано специальное подразделение "Вымпел". Его офицеры прекрасно ориентировались в странах, где им предстояло работать. И в интересах Советского государства оно прекрасно действовало. Даже американцы нам завидовали.
Сегодня для борьбы с международным экстремизмом созданы Антитеррористический центр СНГ, Национальный антитеррористический комитет (НАК). Появились новые "старые" формы борьбы с терроризмом. Я имею в виду вознаграждение добровольных помощников спецслужб, что является общепринятой практикой во всем мире. В частности, НАК готов выплатить 10 миллионов долларов за информацию, которая приведет к поимке либо уничтожению лиц, причастных к убийству наших сограждан в Ираке. Напомню, что за информацию, которая помогла нейтрализовать чеченского террориста Аслана Масхадова, ФСБ выплатила информаторам по нескольку десятков миллионов рублей. При этом обеспечив их анонимность и безопасность.
Но достаточно ли всего этого? Думаю, что пришло время возродить ту идеологию, для которой создавался "Вымпел". Хотя и у нынешних российских спецслужб, у руководства страны достаточно сил и средств для "адекватного", если не многократного, ответа террористам.