Большинство незаконных мигрантов в Приморье - граждане СНГ

Свои лучше чужих. Это кажется на первый взгляд абсолютным. Проблема незаконной миграции в Приморье в обывательском сознании связана с гражданами КНР, что часто преподносится как угроза вытеснения с юга Дальнего Востока русскоязычного населения. Однако, согласно статистике краевой миграционно-трудовой биржи, количество въехавших в Россию китайцев равняется количеству выехавших. Разница между этими двумя показателями измеряется не сотнями, не тысячами, а десятками человек, что вполне укладывается в статистическую погрешность.

По данным погранслужбы, случаи нарушения пограничного режима единичны - китайцы боятся нарушать границу и, как правило, приезжают вполне легально - либо с визами, либо по каналам безвизового режима. Факты оседания китайцев в России, межнациональные браки, по статистике МИД, также единичны. А число китайцев, проживающих в России на постоянной основе, составляет около полутора тысяч человек. Так что в массовом порядке они к нам не едут.

А вот активно едут в Приморье граждане бывших союзных республик. Они составляют основу незаконной миграции. Владивостокцы стали замечать, что уборщиками, дворниками, дорожными рабочими в городе все чаще работают узбеки и таджики.

В 2005 году в крае были зарегистрирован 174221 иностранный гражданин, из них 128082 гражданина КНР, 13797 граждан из стран СНГ. К административной ответственности в прошлом году привлечены 22743 иностранца. Из них 80,2 процента граждан СНГ и лишь 8,62 процента от числа зарегистрированных в крае граждан дальнего зарубежья.По мнению генерального директора миграционно-трудовой биржи Сергея Пушкарева, меры, принимаемые органами государственного и муниципального управления для упорядочения процессов трудовой миграции, носят бессистемный характер и порой еще больше усложняют ситуацию.

- Этому способствует излишняя централизация миграционного законодательства и довольно сложная система получения разрешительных документов на трудоустройство иностранных специалистов, особенно из стран СНГ, - говорит Сергей Григорьевич. - Проблема, на мой взгляд, в противоречии между приказом минтруда РФ № 175 от 15.07.03 г. «Об организации работы… и о целесообразности привлечения и использования иностранных работников» и указом президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2146 в части получения заключения администрации Приморского края с обоснованием целесообразности привлечения иностранной рабочей силы. Необходимость получать разрешение у местной исполнительной власти снижает привлекательность края для благополучных, квалифицированных специалистов и способствует въезду неквалифицированных, малообразованных иностранных граждан. А они здесь любой ценой, добавляя хлопот правоохранительным органам в том числе, решают свои материальные проблемы.

Многие из них, приезжая в край вообще не регистрируются, проживая в частном жилом секторе по месту работы. Их количество колеблется в пределах 13-15 тысяч человек. Значительное количество граждан СНГ проживает на территории края три, пять и более лет, не имеет постоянной регистрации и не может оформить свое правовое положение. И уехать в силу дороговизны обратного путешествия тоже не может.

С другой стороны, считает Сергей Пушкарев, радоваться надо, что в Приморье едут. Проблема дефицита трудовых ресурсов общеизвестна, и если край собирается развиваться, а он собирается, то без рабочей силы извне не обойтись. К тому же, как правило, иностранцы в России занимаются в основном такой работой, на которую среди россиян охотников находится немного, и конкуренции им на рынке труда не составят.

Самое принципиальное нововведение, предлагаемое в законопроектах для привлечения иностранцев на работу в РФ, - уведомительный (вместо разрешительного) порядок въезда в Россию трудовых мигрантов из стран СНГ. Важной частью сокращения нелегальной миграции может стать формирование за пределами России потенциального миграционного потока нужного качества. Так, например, уже начали работать китайцы, создавая специальные центры в провинциях Хэйлунцзян, Цзилинь. Потенциальным мигрантам рассказывают об их правах на территории России, традициях страны, правилах поведения, с тем, чтобы они ориентировались в чужом обществе и не стали легкой добычей криминальных структур. Что мешает создавать такие центры в республиках бывшего СССР?

В Приморском крае идет речь и о создании системы негосударственной поддержки трудящихся-мигрантов, оказания им гуманитарной, социальной и юридической помощи. Выполнение этих задач могли бы взять на себя традиционные или вновь создаваемые профсоюзы предприятий и организаций, использующих труд мигрантов. Такой профсоюз уже функционирует в крае.