В числе главных - законопроект против инсайдеров, судьба центрального депозитария и создание на базе ФСФР нового коллегиального органа контроля над финансовыми рынками. По многим ключевым проблемам Олег Вьюгин резко изменил курс ФСФР.
Законопроект "О недобросовестных практиках на финансовых рынках" может быть внесен на рассмотрение правительства уже в сентябре этого года, сообщил вчера Олег Вьюгин. Заметим, что первоначально название этого законопроекта включало термины "инсайд" и "манипулирование информацией", но теперь, как видим, формулировка стала расплывчатой. Не рискуя ошибиться, можно сказать, что это связано с торпедированием со стороны Госдумы и профильных министерств прежней редакции документа. Однако Олег Вьюгин решительно отверг версии о "выхолощенности" его последнего детища: "Законопроект предусматривает широкие возможности для ФСФР в плане борьбы с инсайдерской информацией на финансовых рынках".
И выяснилось, что в документе и впрямь есть нормы, охватывающие очень широкие категории потенциальных инсайдеров. По словам Олега Вьюгина, "мы прямо предусмотрели право ФСФР обратиться к любому лицу, подозреваемому в использовании инсайда, с прямым вопросом. Если гражданин откажется отвечать, то он нарушит закон". Инициатива замечательная, только можно предположить, что она вполне может вызвать гнев не только чиновников, но и правозащитников, которые обнаружат противоречие норме "не свидетельствовать против себя". Также законопроект дает возможность обращаться к руководителю того ведомства, сотрудник которого подозревается в инсайде на финансовых рынках. "Это более эффективно, чем прописывать в законе право ФСФР беспрепятственно входить в то или иное ведомство и напрямую вести расследование", - резюмировал Олег Вьюгин, хотя еще недавно ратовал за наделение своей службы функциями следствия.
В целом же создание системы регулирования российского фондового рынка, соответствующей мировым стандартам, потребует еще минимум два года, по оценке главы ФСФР: "Определяющими для российского рынка будут внешние факторы - до тех пор, пока российский рынок не вырастет до таких размеров, когда внутренние факторы станут важнее. Это произойдет нескоро и определяющим моментом является рост и усиление российских инвесторов".
Вчера же прояснилась и ситуация вокруг центрального депозитария. Новая позиция ФСФР состоит в том, что она не будет ограничивать число центральных депозитариев, хотя ранее настаивала на одном таком институте. Согласно нынешней линии ФСФР станет лишь определять критерии для центральных депозитариев. К ним будут относиться наличие серьезного, не менее пяти лет, опыта работы в качестве расчетного депозитария, собственные средства в размере не менее 50 миллионов долларов и наличие определенного объема ценных бумаг на счетах.
Кстати, и сама ФСФР будет реорганизована, и в этом нет никакой сенсации, а просто реализация давнего замысла Олега Вьюгина. До конца года это ведомство намерено внести в правительство предложения по созданию на базе службы коллегиального органа. "Это будет орган исполнительной власти, который будет отличаться от аналогичных структур, созданных в западных странах", - сказал Вьюгин, добавив, что создать на базе ФСФР коллегиальный орган управления финансовыми рынками можно через указ президента. Говоря о механизме формирования такого совета директоров, он высказал мнение, что кандидатуры могут вноситься в правительство экономическими министерствами с учетом мнения профессионального сообщества.
Тем временем
Вчера впервые Олег Вьюгин прокомментировал ситуацию вокруг продажи акций "Роснефти": "Активная реклама компании "Роснефть" в средствах массовой информации не нарушает требований ФСФР к эмитенту ценных бумаг, а прямой агитации за покупку акций "Роснефти" в средствах массовой информации нет". В то же время он подчеркнул и предупредил, что "агитировать за "Роснефть", особенно госчиновникам, нельзя, потому что в любом случае остаются рыночные риски, которые не могут контролироваться государством".