Задача представлялась народным избранникам непростой, потому что, как выяснилось, они сами своей российской власти не очень-то доверяют и вряд ли смогут доверять в ближайшее время - настолько разочаровал их личный опыт общения с некоторыми представителями этой власти, в первую очередь судебной.
Об унизительном положении потерпевшего в суде говорил председатель Комитета ГД по образованию и науке - "единоросс" Николай Булаев, самокритично признавая, что это они, депутаты, приняли такие законы, которые защищают права обвиняемых и превращают в изгоев жертв преступлений. Коммунисту Сергею Собко пришлось, по его словам, пройти 106 судов, добиваясь справедливости. "Если мне, депутату, это оказалось настолько сложно, что же происходит с простыми избирателями?" - обращался парламентарий к коллегам с риторическим вопросом.
Думцы сожалели, что судьи выведены из-под придирчивого ока Генпрокуратуры, что деятельность судов стала совсем непрозрачной. Впрочем, суды - не исключение. Председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин напомнил коллегам, что до сих пор не принят закон об информационной открытости власти. А значит, народ не доверяет власти еще и потому, что не знает, чем она занимается. Председатель Комитета Госдумы по регламенту и организации работы Олег Ковалев предложил повышать авторитет власти, начиная с ее законодательной ветви. Ковалев считает, что нужен закон о парламенте. Руководитель рабочей группы, первый вице-спикер нижней палаты Олег Морозов в продолжение темы вспомнил об идее монетизации обязательств государства в отношении депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Смысл этой идеи в том, чтобы народные избранники могли получать деньги, положенные им на осуществление своей депутатской деятельности, и распоряжаться ими самостоятельно, в зависимости от ситуации - одному больше требуется на телефонные разговоры, другому - на поездки по округу, третьему - на оплату труда помощников. Если все хорошо рассчитать и прописать процедуру, то, по мнению Морозова, затраты могут оказаться меньшими, чем теперь. И избирателям будет легче понять, во что бюджету обходится депутат.
На заседании рабочей группы предлагалось также создать при Федеральном Собрании Центр мониторинга законов и правоприменительной практики, принимать законы преимущественно прямого действия, чтобы правительство не переворачивало их с ног на голову своими последующими подзаконными актами. Высказывалось пожелание продлить полномочия самой рабочей группы по реализации Послания президента, чтобы она и в будущем всякую законотворческую инициативу проверяла главным критерием - ведет она к улучшению качества жизни россиян или нет. Первый заместитель Комитета ГД по безопасности Михаил Гришанков заявил, что при таких масштабах коррупции, как сейчас, о доверии народа власти не может быть и речи. И сообщил, что на пленарном заседании палаты в пятницу будет рассмотрен вопрос о ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.
Долгожданной новостью поделился с коллегами и председатель Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников - нынешней осенью может завершиться пятнадцатилетняя работа над Гражданским кодексом. Четвертая часть ГК, посвященная интеллектуальной собственности, ее еще называют Кодексом интеллектуальной собственности - будет внесена президентом в Госдуму в ближайшие два месяца.