Новости

06.07.2006 04:30
Рубрика: Экономика

Шаталов обеспокоен налоговой амнистией

О налоговой амнистии

Мне кажется, что мы нашли нетривиальные решения, которые позволяют даже без поправок в Уголовный кодекс избавить от уголовной ответственности за неуплату налогов. Конечно, нас беспокоит, что сроки откладываются. По-видимому, придется пересматривать некоторые параметры, заложенные в законопроект, в частности, в отношении того, на какие доходы в прошлом распространяется упрощенная система декларирования. Первоначально предполагалось, что под действие закона попадают доходы, полученные до 1 января 2005 г. По-видимому, придется сдвигать эту дату на 1 января 2006 г. Придется менять сроки, в течение которых может проводиться эта декларационная кампания. Кампанию можно начинать сразу после того, как будет введен в действие этот закон. Если он вступит в действие с 1 октября - пожалуйста, давайте считать от этой даты 9 месяцев.

О налоговом администрировании

Работа над этим законопроектом заняла более полутора лет. Он, на наш взгляд, полностью соответствует всем тем обещаниям, которые были даны бизнесу. Он позволяет налогоплательщикам значительно снизить риски, связанные с той или иной интерпретацией закона, и, соответственно, предоставляет им гарантии дополнительной защиты законных прав. Это, несомненно, повлечет серьезную перестройку работы налоговых органов, потому что они ставятся в более жесткие рамки. Для налогоплательщиков это, несомненно, приведет к снижению финансовой нагрузки по выполнению налогового законодательства.

Решены вопросы с камеральными проверками, которые теперь будут очень жестко регламентированы с точки зрения строго ограниченного перечня документов, которые можно затребовать вместе с налоговой декларацией. Ликвидированы правила, в соответствии с которыми сроки проведения налоговой проверки исчисляются по дням фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Установлены ограничения - не более двух проверок в течение одного года. Базовые сроки незначительные - два или три месяца в зависимости от наличия обособленных подразделений. Правда, у налоговых органов будет возможность при определенных обстоятельствах продлевать сроки проведения налоговой проверки до шести месяцев или приостанавливать ее на срок до шести месяцев. То есть в совокупности налоговая проверка с учетом нескольких продлений и приостановлений может продолжаться до 12 месяцев. Для разработки механизмов продления проверки будут разработаны соответствующие регламенты. Это сделает Федеральная налоговая служба.

Истребование документов по различным поводам теперь прописано значительно более подробно: когда, при каких обстоятельствах это можно сделать, в каком порядке.

Об опасениях бизнеса

Мы исходим из того, что делаем этот документ на долгосрочную перспективу. Трудно заглянуть на 2-3 года вперед и сказать, каким образом изменится ситуация. Но в целом правительство сейчас настроено на большую либерализацию налогового законодательства, на закрытие существующих белых пятен, на то, чтобы налогоплательщики чувствовали себя более защищенными. Поэтому я очень рассчитываю на то, что проблема, связанная с презумпцией добросовестности налогоплательщика, будет решена не искусственным способом за счет введения чуждых налоговому законодательству институтов, а другими, рациональными способами. Сегодня такая категория, как недобросовестность, введенная Конституционным судом, получила широкое распространение, что у всех вызывает тревогу и озабоченность. Думаю, что негативную практику удастся нивелировать.

О поправках в Налоговый кодекс

Потребуется ли вносить поправки в первую часть Налогового кодекса в ближайшее время? Думаю, что потребуется. В Послании президента есть упоминания о том, что необходимо вносить поправки по трансфертному ценообразованию. Этот вопрос правительство и минфин обсуждают уже два года. Сейчас уже все, в том числе бизнес, согласны с тем, что действующие правила нужно совершенствовать, поэтому такой законопроект появится неизбежно. Я полагаю, что будут и определенные уточнения по вопросам, тесно примыкающим к теме добросовестности налогоплательщика, таким, как правомерные и неправомерные способы налогового планирования, вопросы злоупотребления правом.

О возврате прогрессивной шкалы подоходного налога

Министерство финансов считает, что этого делать нельзя ни при каких обстоятельствах. Решение, которое было принято в 2000 году, является долгосрочным и стратегическим. Мы не намерены возвращаться к этой теме. Вопрос дифференцированного налогообложения богатых и бедных должен решаться иначе. Последний налог, который нам все еще не удается ввести - налог на недвижимость, - в значительной степени должен эту проблему решить, потому что перераспределение налоговой нагрузки на собственность, если будет сделано разумно, позволит с вилл, особняков брать достаточно высокие налоги, минимизировав налоги, которые уплачивают бедные слои населения.

Экономика Финансы Налоги Правительство Минфин Налоговая реформа