Новости

06.07.2006 02:30
Рубрика: Власть

Семь причин полюбить мытаря

Минфин предлагает по-новому оценивать работу налоговиков

В скором времени ведомство Алексея Кудрина планирует утвердить критерии, по которым будут судить о деятельности Федеральной налоговой службы (ФНС).

Налогоплательщиков, довольных работой мытарей, собираются выявлять с помощью ежегодного социологического опроса. А всего, по сообщению агентства "Интерфакс", "тест на профпригодность" предусматривает семь показателей. Деятельность налоговиков, например, будет оцениваться исходя из того, какое число "клиентов" получает информацию из единого реестра налогоплательщиков, реестра юридических лиц и реестра индивидуальных предпринимателей, размещенных в Интернете. Ведь развитие электронных технологий, по идее, должно сделать более удобным общение налогоплательщиков с налоговиками и сократить безумные очереди в инспекциях. Не останутся без внимания и другие количественные показатели. Налоговикам зачтут в плюс снижение задолженности налогоплательщиков перед бюджетом. Кроме того, учтут объем платежей на каждый рубль, затраченный на содержание налоговых органов.

Качество контрольной работы ФНС, по замыслу минфина, покажет количество налогоплательщиков, отобранных на выездную налоговую проверку из специальной информационной системы, которая содержит сведения о деятельности налогоплательщиков из разных источников, например коммунальных служб. В минфине считают, что использовать такие механизмы надо активнее, так как они делают работу более продуктивной. А вот количество выигранных судебных споров с налогоплательщиками в критерии оценки деятельности почему-то не вошло.

Избавить налоговые органы от фискально-карательных функций и соответствующего имиджа власти хотят давно.

Однако не все эксперты считают, что новшество на деле поможет улучшить их работу. Так, юрист Никита Федоров, занимающийся арбитражными спорами, сомневается в беспристрастности социологических опросов, с помощью которых собираются выявлять "довольных" налогоплательщиков. И отмечает, что возможности "электронного" общения с налоговиками - это, несомненно, хорошо. "Но здесь есть заслуга центрального аппарата ФНС, а не конкретных налоговых инспекций". Но главное, продолжает Федоров, "пока никто не отменял показатели отчетности по сбору налогов". Действительно справедливым критерием оценки работы налоговиков, по его мнению, могло бы стать количество добровольно удовлетворенных требований налоговиков во внесудебном порядке. "Но тенденция такова, что количество налоговых судебных споров катастрофически растет. При этом выигранных налоговиками дел становится все меньше", - замечает Федоров.

Есть, впрочем, и другая точка зрения. Ее сторонники убеждены, что предложенная система оценки задаст налоговикам четкие параметры работы и вынудит их перестроить свою работу. Тогда, со временем, меньше претензий будет и у налогоплательщиков.

   Компетентно

Анна Васильева, эксперт экономической экспертной группы:

Выработка таких показателей отвечает целям административной реформы.

Планируется, что показатели, отражающие эффективность работы органов власти, должны существовать для всех ведомств.

Кроме того, пока у нас нет четких регламентов по многим бюрократическим процедурам, что дает большой простор для злоупотреблений, коррупции. Эти проблемы актуальны и для налоговых органов. Новые критерии оценки работы налоговиков позволят выявить недостатки и способствовать выработке таких регламентов. Так что в принципе подход избран правильный. Но это - дело не одного дня.

Кроме того, многое зависит от организации самого процесса. Если, например, с просьбой оценить работу налоговиков к налогоплательщику будет приходить его же налоговый инспектор, результат предсказать нетрудно. Люди вряд ли выставят налоговикам объективные "оценки". Лучше, если они смогут это делать анонимно.

Возможно, следует доработать некоторые критерии. Так, объем платежей на 1 рубль, затраченный на содержание налоговых органов, - это, по-моему, отголосок плана по налогам, который "спускался" налоговым инспекциям. Не исключено, что этот показатель может влиять на поведение налоговиков, и в первую очередь они будут стараться собрать налоги по максимуму. Вместо этого, возможно, следовало бы учитывать, например, количество выигранных налоговиками судебных споров. Но для того, чтобы оценить верность избранных критериев, должно пройти время.

Я думаю, об эффекте новшества можно будет судить минимум через несколько лет. Но ситуацию, конечно, надо менять.

Власть Работа власти Госуправление Экономика Финансы Налоги Правительство Минфин ФНС Налоговая реформа