Если выбор первых двух проблем выглядит весьма логичным, то третья, на первый взгляд, кажется достаточно экзотической. Почему Россия все же решила сфокусировать внимание "восьмерки" на развитии образования? Об этом "РГ" рассказал заместитель министра иностранных дел РФ Александр Яковенко:
- Получение и использование новых знаний превращается в важнейший источник национального экономического роста и повышения качества жизни большого числа людей. В связи с этим отставание развития образования от требований современной экономики следует рассматривать как вызов не только для развивающихся, но и для развитых стран, проблему глобального характера.
Российская газета: На саммите "восьмерки" будет принято заявление лидеров по теме образования. Что содержится в проекте предлагаемого к обсуждению лидерами восьми государств документа?
Александр Яковенко: Будут предложены инициативы, направленные на формирование глобального инновационного общества, - повышение качества образования, содействие установлению партнерских отношений между исследовательскими центрами, бизнесом и университетами, разработка методов признания квалификаций, полученных в разных образовательных системах с учетом опыта и наработок таких организаций, как ОЭСР, ЮНЕСКО, повышение академической и студенческой мобильности. Отдельной важной задачей в области образования для "восьмерки" является содействие уменьшению разрыва в уровне образования.
Во-первых, все страны "Группы восьми" единодушны в признании необходимости обеспечить соответствие уровня функционирования образовательных систем нынешним потребностям и темпам развития глобальной экономики. В связи с этим будет подчеркнута важность существенного повышения качества общего и профессионального образования.
Бизнес должен иметь больше возможностей для непосредственного влияния на формирование образовательной политики, хотя сфера образования, разумеется, будет и впредь рассматриваться как "общественное благо" и находиться под непосредственным контролем государственных органов. В нашей стране, как известно, уже приняты некоторые практические решения в этом направлении, включающие повышение роли предпринимательских объединений в определении "социального заказа" для вузов.
Во-вторых, в процессе экспертных согласований в Москве выявилась готовность образовательных ведомств стран "восьмерки" в полной мере использовать преимущества прозрачности их образовательных систем, более того - линии на их кооперацию и последовательное взаимопроникновение.
Представляется исключительно важной проявленная в этой связи заинтересованность в повышении конкурентоспособности национальных экономик через последовательное сближение уровней профессиональных компетенций выпускников вузов и центров профессионально-технического обучения, а также всемерное поощрение академической и студенческой мобильности. Идея заключается в том, чтобы предоставить талантливой молодежи реальное равенство стартовых возможностей.
В-третьих, необходимо сделать все для того, чтобы цели развития тысячелетия ООН в области образования для всех были достигнуты в согласованные сроки. Все страны "восьмерки" согласны с тем, что принятые на саммите в Глениглсе финансовые обязательства должны быть выполнены, а по возможности изысканы и дополнительные ресурсы для ликвидации неграмотности в мире к 2015 году. Кстати, Россия, со своей стороны, впервые будет выступать коспонсором Инициативы ускоренного финансирования Программы ЮНЕСКО "Образование для всех".
Признано целесообразным шире практиковать долгосрочное планирование странами-донорами своих финансовых взносов на цели Программы ОДВ, а также технической помощи, предоставляемой на двусторонней основе, прежде всего в деле подготовки учителей для начальной школы - в ближайшие годы их потребуется дополнительно не менее 9 млн. человек. Как известно, наша страна в свое время весьма активно готовила кадры для развивающихся стран и имеющийся потенциал при определенных условиях мог бы быть эффективно задействован на цели этой программы.
Наконец, в-четвертых. В ходе недавней встречи в Москве министры образования "восьмерки" поддержали наше предложение впервые рассмотреть в этом формате социальную и экономическую значимость образования для мигрантов как средства для их эффективной интеграции в принимающие сообщества. Речь должна идти не об ассимиляции мигрантов, а об их последовательной адаптации и интеграции.
Подготовил Владислав Воробьев