Российская газета | Дмитрий Вадимович, на губернаторском посту вы с декабря 2003 года. Успели хотя бы объехать все населенные пункты области?
Дмитрий Зеленин | Во время предвыборной кампании я, естественно, объездил почти все муниципальные округа Тверской области, сейчас эти поездки повторил, чтобы все увидеть своими глазами. Но, к сожалению, везде побывать просто невозможно. В Тверской области 2200 деревень с населением до пяти человек. И еще 1300 - от 5 до 10 жителей. И еще примерно тысяча таких, которые значатся только в государственном реестре, а на самом деле уже давно заброшены.Территория у нас в два раза больше московской, а население сокращается, и к 2007 году составит, видимо, лишь миллион четыреста тысяч жителей. Это нас очень тревожит. Поэтому мы сейчас направляем все усилия на то, чтобы подобную "убыль" восполнить. Мы разработали, представили в московских властных структурах и готовы начать программу переселения русскоязычных соотечественников из стран СНГ.
РГ | А чем вы собираетесь их привлечь и какие условия создать?
Зеленин | Тверская область демонстрирует в последние годы неплохие темпы роста валового регионального продукта - примерно на один процент больше, чем в среднем по России. Реальные доходы населения выросли на 15 процентов, а безработица составляет вдвое меньше среднероссийского показателя. Открываются новые рабочие места, и мы очень заинтересованы в переселенцах. Но надо понимать: сегодняшние мигранты - это не "беженцы" начала 90-х. Они едут туда, где им могут предложить хорошие условия жизни и пакет социальных гарантий. Поэтому наши действия направлены именно на то, чтобы все это им обеспечить.
РГ | Что в данном случае берет на себя региональная власть и в чем вы рассчитываете на помощь Москвы?
Зеленин | Здесь все делится достаточно четко. Государство решает главную проблему мигранта - его статус. Оно отвечает за предоставление ему гражданства, за оформление необходимых документов (без чего мы не можем включить его ни в программы соцзащиты, ни в ипотеку, ни во многое другое, доступное гражданам РФ). Федеральная власть субсидирует расходы русскоязычных соотечественников на переезд и перевозку вещей. Дальше - наша задача: если человек приехал на определенное рабочее место, мы должны ему дать служебное жилье и возможность со временем получить собственное, обеспечить его семью медицинским обслуживанием, определить детей в детсад и школу, выделить банковский кредит и т.д. Правда, здесь есть один немаловажный аспект: мы все-таки не должны давать мигрантам больше, чем остальным жителям, иначе это породит серьезные конфликты и ненужную напряженность.
РГ | Сколько же людей вы планируете таким образом сделать "гражданами Тверской области"?
Зеленин | Цифры во многом условны, они зависят от того, как будет развиваться экономика региона, какие заводы будут строиться и сколько на них появится рабочих мест. Но уже сейчас можно говорить о "положительной миграции" - то есть приезжает к нам больше, чем уезжает. Мы уже имеем опыт: так, переселенцам-врачам общей практики в сельской местности в соответствии с приоритетным национальным проектом выделяется жилье и офис, четыре-пять человек младшего и среднего медицинского персонала в подчинение. И достойная, по нашим меркам, зарплата - около 25 тысяч рублей (15 - из федерального бюджета с учетом надбавок как "первичному звену", еще 10 - из тверской казны). Правда, нужно нам 180 таких офисов, а в наличии пока 110. Так что простор для деятельности есть.
Полный отчет о "Деловом завтраке" с Дмитрием Зелениным, также как и отчет о "Деловом завтраке" с Вагитом Алекперовым, читайте в одном из ближайших номеров "Российской газеты"