07.07.2006 00:40
    Поделиться

    Майя Кобахидзе: Русское искусство опять востребовано

    Российская газета | Первый вопрос напрашивается сам собой: что вы подразумеваете под современным искусством - все то, что создается сейчас, или то новое, чего нет в истории искусств?

    Майя Кобахидзе | Если вы имеете в виду название управления, которое я возглавляю, то, естественно, мы имеем дело со всем, что создается в искусстве сегодня. Мы работаем со всем спектром хорошего, качественного искусства, а не только с тем, что называется актуальным, современным, концептуальным искусством. При равном отношении ко всему спектру направлений мы заботимся о том, чтобы был сохранен баланс, и имеем это в виду, составляя планы, рассматривая заявки от организаций. Кто скажет, для чего надо прилагать больше усилий: для поддержки того, что идет вразрез с консервативными вкусами и не имеет наработанной инерции, или того, что исчезает и нуждается в сохранении, как, например, творчество сказителей, народная певческая культура, то есть то нематериальное культурное наследие, с которым мы тоже работаем?

    РГ | Радикалы из биеннале и старушки-сказительницы как крайние полюса?

    Кобахидзе | Любая схема условна. Сегодня радикальное искусство во многом питается этническим искусством, отодвинутым на задний план и принявшим лакированный вид в советское время. Татьяна Гринденко очень интересно сегодня работает с этим в музыке, композитор Владимир Мартынов. Поддерживая радикальные акции в искусстве, основанном на аутентике, что мы поддерживаем: новое искусство или традиционное? Если же говорить о нашей структуре, то у нас три отдела занимаются профессиональным искусством - музыкой, театром, изобразительным искусством и еще есть отдел региональных программ и народного творчества.

    РГ | Вы организуете работу художников и коллективов, ищете спонсоров, менеджеров?

    Кобахидзе | Нет, менеджеры находятся сами, их выпускают вузы сегодня в большом количестве. Нам предлагают программы в виде заявок, а мы рассматриваем их с помощью независимых экспертов, делая выбор для финансовой поддержки. Ведем кадровую политику, ища людей, которые могли бы возглавить то или иное федеральное учреждение культуры. На днях у нас произошло назначение директора Екатеринбургского театра оперы и балета. Хотя местные власти с большой заинтересованностью относятся к этому театру, помогают, но он - федерального значения, и ответственность лежит на нас. Назначили Андрея Геннадьевича Шишкина, который очень успешно работал в Башкирском театре оперы и балета в Уфе. В частности, он на высочайшем уровне проводил там балетный Нуриевский фестиваль, в котором принимали участие звезды Опера де Пари, Римской оперы, балета Бордо. У него широкие международные связи, так что, думаю, наш выбор правильный, тем более что, как обычно, консультируемся со всеми заинтересованными сторонами.

    РГ | И все же, что вы скажете по поводу современного искусства как направления?

    Кобахидзе | Мне кажется, что в воздухе витает идея, что люди, занимающиеся современным искусством, в узком смысле слова, будь то театральное, музыкальное или изобразительное искусство, должны теснее работать друг с другом. До сих пор не было акции, которая свела бы их вместе, а это необходимо, иначе изолированность приведет к выпадению из мирового контекста. Мы проводим фестивали "Новая драма" и "Новый европейский театр", биеннале современного искусства, музыкальные фестивали. Но в этом году у нас сразу два больших международных фестиваля искусств, в которых сочетаются разные жанры и виды современного искусства. Это фестиваль "Роза мира", в котором будут участвовать коллективы, артисты, художники из стран ШОС, Шанхайской организации сотрудничества, то есть той части мира, которая очень активно развивается, в том числе и в искусстве. Художники этих стран делают совершенно неожиданные открытия в кино, в современном танце, в других видах искусства. Он пройдет в Москве осенью. И поздней же осенью в Москве состоится еще один подобный фестиваль, но уже не привязанный к определенному региону, - "Территория". Достаточно сказать, что среди заявленных поэтов, писателей, выставок, будет и выступление легендарного нью-йоркского коллектива "Вустер Груп". Эти два фестиваля явят сообщество, занимающееся совершенно новым искусством. Подобный опыт у нас был уже на Московском биеннале, для участников которого мы предложили театральную программу, сделанную совместно с "Новой драмой". Художники должны видеть то, что параллельно происходит в искусстве.

    РГ | Вы занимаетесь и экспортом российского искусства за границу?

    Кобахидзе | Эта часть нашей деятельности разрастается год от года. По валу заявок, которые мы не всегда можем уже удовлетворить, мы понимаем, насколько сейчас востребовано российское искусство. Подобный всплеск был лишь в годы перестройки, когда в мире была мода на все русское. Сейчас новый виток. Возможны разные формы, например, Год России в той или иной стране. В его рамках проводятся экономические форумы, встречи политиков, книжные ярмарки. Культура в рамках такого года - одна из самых мощных составляющих. Большой фестиваль искусств в течение всего года проходит в Китае. Есть акции, исключительно замкнутые на культуре - как нынешний фестиваль в Японии, не имевший прецедентов в отношениях наших стран. Он открылся 10 января концертом оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и с участием японских солистов, лауреатов конкурса Чайковского. За этим последовали гастроли оперной труппы Мариинки, балета Большого театра. Предстоят гастроли балета Мариинки. Прошли гастроли Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева, пользующегося там колоссальной любовью. Как подсчитали наши партнеры, на сегодняшний день эти выступления уже посетили более 600 тысяч японцев. Внутри фестиваля проходит русский театральный сезон. В июле предстоит грандиозная акция, связанная с российским цирковым искусством. Это большие гастроли по городам Японии, два благотворительных цирковых представления в помощь японским детям-инвалидам. В рамках фестиваля проходит всеяпонский конкурс русского языка. Выезжает питерский театр "АХЕ", новосибирский театр "Глобус". Был "Театр на Юго-Западе". В Японию можно везти все самое передовое, поскольку публика там способна к адекватному восприятию всего, что создается в сегодняшнем мире.

    РГ | Какие последние известия с "фронта театральной реформы", утихли крики о гибели русского репертуарного театра?

    Кобахидзе | Никаких решений о реформе еще не принято. Более того, люди, принимающие это решение, пошли на контакт с театральным сообществом. Не думаю, что должны быть опасения. С другой стороны, есть организации культуры, которые вполне готовы к новым формам и даже сами собираются их вводить. Недавно была коллегия, посвященная Московской филармонии. На ней генеральный директор Алексей Шалашов заявил, что они готовы перейти в эту новую организационно-правовую форму, она их вполне устраивает. Напомню, что она гарантирует свободу в расходовании выделяемых государством средств, но и предъявляет большую ответственность, поскольку может наступить банкротство. Филармония готова взять на себя этот риск. Конечно, в театрах есть постоянная труппа, но ведь в той же Московской филармонии тоже есть штатные солисты.

    РГ | Что бы вы хотели еще отметить?

    Кобахидзе | Я хотела бы сказать о работе с молодыми деятелями искусства. У кинематографистов в их работе с молодежью есть четкая схема: такой-то процент дебютных фильмов, такой-то - вторых фильмов, столько-то денег на все остальное. У нас из-за множества жанров искусства труднее ввести такую схему, но мы над ней работаем. Тему молодых деятелей искусства мы часто смыкаем с актуальным искусством, поскольку молодежь занимается большей частью им. Зачастую при участии более старших товарищей, как в случае с Центром драматургии и режиссуры под руководством Казанцева и Рощина.

    РГ | В изобразительном искусстве Церетели очень активно поддерживает молодых.

    Кобахидзе | Да, Зураб Константинович очень поддержал московскую биеннале. Мы получали нарекания за нее от консервативных слоев общества, в основном, неспециалистов. И для нас были очень важны признание Академии художеств, поддержка, награждения молодых художников медалями.

    Поделиться