Каким будет памятник, которым столица впервые почти за девять столетий собралась почтить память градоначальника, превратившего Москву в настоящий европейский город? Об этом рассказал корреспонденту "РГ" председатель конкурсной комиссии зам. главного архитектора Москвы Игорь Воскресенский:
- Конкурс на лучший проект памятника прошел еще в 2003 году. Победителями его стали скульптор Анатолий Бичуков - вице-президент Академии художеств России, ректор Суриковского института и Александр Кузьмин, главный архитектор российской столицы. Они предложили установить скульптуру, совмещенную с фонтаном. Дело в том, что именно при Алексееве Москва обзавелась водопроводом и канализацией.
Да и вообще, даже при наличии в городе 300 фонтанов еще один лишним никогда не будет. Тем более что на Таганке, где в свое время по соседству находились фабрики купцов Алексеевых и жил городской голова, нет ни одного фонтана. И еще: появление скульптурных композиций повышает комфорт и безопасность жизни всего района. Немедленно благоустраивается вся территория вокруг, у памятника появляется подсветка, милиция берет его под свою охрану...
Но все это стоит денег. Вот и городские экономисты попытались было сэкономить: настаивали на том, чтобы сделать скульптуру поскромнее, традиционно - в виде еще одного мужика, который стоит или сидит, в шляпе или без шляпы... И никакого фонтана!
Красота и экономика боролись три года. И вот вышел документ, свидетельствующий о победе красоты.
И тем не менее с уверенностью сказать о том, появится ли детище Бичукова и Кузьмина в точно назначенное время, отметил Воскресенский, никто не возьмется. Дело в том, что установка скульптурной композиции должна производиться параллельно с большим объемом работ по благоустройству примыкающего сквера и прокладкой под Таганской площадью тоннеля.
Но если тоннель по крайней мере начали копать, то до сквера руки еще не дошли. Обнадеживает одно: памятнику городскому голове Алексееву не грозит участь другого произведения, в котором принимал участие Александр Кузьмин вместе со скульптором Александром Рукавишниковым. Я имею в виду памятник Булгакову, который до сих пор скитается в поисках своего места в Белокаменной.