11.07.2006 03:10
    Рубрика:

    Российские аэропорты нуждаются в модернизации

    Крупные аэропортовые комплексы могут появиться лишь там, где есть крупный базовый перевозчик

    Незадолго до катастрофы в Иркутске министерство транспорта сообщило, что уже в этом году планирует начать укрупнение российских авиакомпаний, предусмотренное Основами политики РФ в области авиационной деятельности до 2010 год. Глава минтранса Игорь Левитин считает, что объединенной авиастроительной корпорации будут нужны крупные заказчики. Пока среди российских авиакомпаний таких заказчиков нет. Кроме того, Игорь Левитин сообщил, что государство проведет реструктуризацию госпакетов акций российских авиакомпаний и рассмотрит возможность их объединения.

    Отметим, что министерством уже разработана и внесена в правительство концепция управления федеральным имуществом гражданских аэропортов. Согласно этому документу в 2006 году предстоит в том числе обосновать структуру и состав национальной аэропортовой сети гражданской авиации, стратегию развития и привлечения частных инвестиций.

    Как уже отмечала "Российская бизнес-газета", судя по всему, планируется, что аэропортовая сеть России будет ориентирована на создание 8-10 базовых транспортно-пересадочных узлов, которые будут размещены с учетом территориальной структуры федеральных округов страны, а именно - позволит состыковывать их не менее чем с 30 региональными аэропортами страны. По словам руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Юрчика, в этом направлении и будет ориентировано развитие аэропортов. К тому же комплексы будут созданы на основе государственно-частного партнерства. Причем частные компании, к примеру, могут заниматься обустройством терминалов, а государство будет отвечать за развитие инфраструктуры, считает руководитель Росавиации.

    На сегодняшний день 88 процентов всех авиаперевозок в России осуществляют 15 крупных компаний, остальные 180 являются мелкими, заявил Александр Юрчик. Теперь же укрупнение авиакомпаний будет проходить за счет естественного укрупнения и объединения ряда авиапредприятий. Между тем, по оценке представителя минэкономразвития, в России, как и везде в мире, хабы - крупные аэропортовые комплексы - могут появиться лишь там, где есть крупный базовый перевозчик. По мнению специалистов, в России уже через 10 лет хабы смогут зарабатывать более 26 миллиардов долларов. Однако в ведомстве Германа Грефа более сдержанно относятся к перспективам развития системы хабов. В минэкономразвития опасаются, что устаревшая нормативная база может загубить не одну хорошую идею.

    На сегодняшний день в России вообще мало достаточно крупных авиакомпаний. Наш самый крупный перевозчик имеет парк в 70 самолетов, тогда как не первая по размерам авиакомпания США располагает 800 самолетами, отметил советник министра экономического развития и торговли Игорь Коньков.

    В то же время советник министра сообщил, что пока есть два предложения от авиаперевозчиков по их укрупнению. Суть одного из предложений заключается в проведении дополнительной эмиссии, увеличивающей государственный пакет акций авиакомпании. После этого к авиаперевозчику должны отойти акции ряда других перевозчиков, находящихся в госсобственности. Но, по мнению Игоря Конькова, эта модель "по сути неверна, так как ведет к монополизации перевозок и не снизит издержек авиакомпании".

    Более правильной советнику главы минэкономразвития видится другая конфигурация авиаальянса. На базе одной крупной авиакомпании создается альянс, в который сейчас входит 5 авиакомпаний с участием и частного, и государственного капитала. Успех в реализации этого проекта, считает Игорь Коньков, может ускорить появление в России хабов.

    На самом деле первые в России хабы должны появиться в Москве и Красноярске. Правда, есть одно условие - появление крупных авиаперевозчиков и более экономичных технических решений при строительстве аэропортов.

    По мнению руководителя одной авиакомпании, первым столичным хабом станет один из крупнейших аэропортов Москвы, который, несмотря на падение объемов пассажирооборота в последние два года, исторически является большим грузовым узлом, а также имеет клиентскую базу и погрузочное оборудование.

    Перспективы развития аэропорта в Красноярске обусловлены прежде всего расположением. А кратчайший путь из Индии в Северную Америку идет именно через него. Причем специалисты считают, что Красноярск вообще мог бы объединить основные мировые воздушные грузопотоки.

    Оптимальной моделью создания хабов мог бы стать проект по развитию аэропортов по коридору Санкт-Петербург - Москва - Екатеринбург - Новосибирск - Красноярск - Владивосток, считают эксперты. И это должно делаться на уровне федерального проекта, где задачей ставилась бы отработка по этим аэропортам всей системы, отвечающей международным стандартам. Для развития системы можно было бы использовать механизм государственно-частного партнерства. Для того же, чтобы привлечь к участию в этом партнерстве частный бизнес, эксперты считают, что имеет смысл до 2015 года освободить названные аэропорты от налога на землю. Тогда они смогут зарабатывать средства и на неавиационном бизнесе.