Единороссы сочли, что бюджетное планирование недостаточно продумано, особенно это касается финансирования национальных проектов и программ, направленных на улучшение демографической ситуации и развитие инновационных технологий.
Корреспондент "РГ" попросил председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрия Васильева прокомментировать первые итоги публичной "обкатки" нового законопроекта о бюджете.
- Мы настаиваем на том, чтобы работа над проектом бюджета-2007 была завершена уже в сентябре-октябре. Это нужно для того, чтобы с 1 января 2007 года началась реализация инвестиционных программ, финансируемых из госказны. Еще в апреле мы определились, что бюджет будущего года необходимо сделать бюджетом стратегических проектов. И потому, обсуждая параметры нового бюджета, мы в первую очередь обратили внимание министра финансов на недостаточное финансирование национальных проектов.
Кроме того, уже утверждена программа социально-экономического развития на 2006 - 2008 годы, для обеспечения которой разработан трехлетний финансовый план. Значительно увеличиваются доходная и расходная части бюджета, в том числе и расходы инвестиционного характера. Надо отдать должное правительству. Во время обсуждения расходов бюджета на нынешний год оно учло замечания, которые высказывались депутатами, в частности по дополнительным расходам, связанным с увеличением финансирования врачей "скорой помощи". Но тем не менее многие вопросы остались открытыми. Прежде всего это касается Инвестиционного фонда. Его размер в этом году составил 69,7 млрд. рублей. А в следующем предлагается увеличить до 200 миллиардов. И нужно принять меры, все просчитать, чтобы эти деньги не съела инфляция. Нужен внятный и всем понятный инструментарий использования этих средств, чтобы не получилось как в этом году: на дворе июнь, а ни один рубль Инвестиционного фонда еще не освоен.
Чтобы не повторять прошлые ошибки, мы предложили минфину представить все цифры объема финансирования на основные нацпроекты в рамках "нулевого чтения", чтобы к первому чтению у нас уже была ясная картина, на какие направления сколько денег необходимо выделить. А суммы потребуются немалые, ведь только на новый национальный проект "Демографическая политика" в 2007 году запланировано 32,3 млрд. рублей. Выплаты расходов на предоставление базового материнского капитала должны составить 131,8 млрд. рублей.
Особое значение приобретает финансирование автомобильных дорог. Несмотря на настойчивые требования депутатов, уровень финансирования строительства дорог остается на недопустимо низком уровне. В результате плохие дороги сдерживают развитие регионов и соответственно реализацию национальных проектов.
Обсуждали мы с министром финансов и проблемы бюджета нынешнего года. Многие из них вызывают у нас тревогу. Весенняя сессия кончается, а большинство депутатских рекомендаций так и не приняты во внимание. Кроме того, продолжается практика разработки решений без согласования с парламентом. К примеру, сейчас в правительстве все еще уточняются параметры принятой на 2006 год программы "Жилище". В итоге пока она профинансирована всего на 653 млн. рублей из 34 млрд. рублей, запланированных на год. В результате выполнение составной части этой программы - национальный проект "Доступное жилье" - может оказаться под срывом. Уточнение паспортов по многим другим федеральным проектам в течение года привело к тому, что в I квартале 2006 года их финансирование составило только 10 процентов от годовых объемов. В том числе по капвложениям - на 5,5 процента. Невольно хочется сказать: а не проще ли отказаться от практики уточнения показателей бюджета в конце года и перейти к принятию более взвешенных решений на стадии его формирования.
Думаю, и депутатам надо быть настойчивее. Госдума должна взять под свой контроль основные приоритеты бюджетных расходов. Речь идет прежде всего о средствах на повышение заработной платы в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, о доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера. И, конечно, необходимо проследить, чтобы было выделено достаточно средств на поддержку материнства и детства. В материалах же, представленных в Госдуму, эти суммы пока вообще не обозначены.
Также законодатели должны приложить максимум усилий для повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами. Решение этой задачи возможно только при условии внесения изменений в Бюджетный кодекс. Его уточненная редакция должна создать правовую основу для принципиально новой организации бюджетного процесса, прежде всего перехода на среднесрочное финансовое планирование, формирование бюджетов на трехлетний период.
К сожалению, изменения в Бюджетный кодекс планируется рассмотреть в правительстве только в сентябре этого года. Следовательно, в Госдуму он будет внесен не раньше декабря 2006 года, а это недопустимо поздно. Напомню, что эти изменения в Бюджетный кодекс должны были быть утверждены еще в конце 2005 года.
Мы решили создать рабочую группу по бюджету и сформировать пакет требований правительству. Приглашаем участвовать в ней министров, включая министра экономического развития и торговли Германа Грефа. Впрочем, Алексей Кудрин заверил, что все замечания будут сняты и к 1 августа минфин представит в правительство проект бюджета с их учетом. Поживем - увидим.