Конечно, хотелось бы, чтобы этими идеями проникся каждый прокурор от Москвы до самого маленького райцентра. Но тут уж, будем реалистами, как получится. Главное - создать такие условия работы, в которых взяточнику и проходимцу в прокуратуре не выжить. Для этого будут искать новые методы. Как сообщил Юрий Чайка, Генеральная прокуратура будет реформироваться в соответствии с европейскими принципами и стандартами. При этом никакого объединения Генпрокуратуры и минюста не планируется.
- Совет Европы никогда не рекомендовал и не требовал объединения Генеральной прокуратуры с минюстом, - заявил вчера Юрий Чайка. - Более того, участники конференции, проведенной под эгидой Совета Европы, констатировали, что такая модель прокуратуры, как российская, имеет право на жизнь, но, безусловно, должна развиваться, модернизироваться, в том числе, при условии осуществления мощной правозащитной функции и в соответствии с мировыми стандартами.
Главный мировой стандарт - повышенное внимание защиты прав человека. Что под этим понимают в российской прокуратуре, Юрий Чайка объяснял в своем докладе на конференции .
- Правозащитная функция прокуратуры не сводится к мерам воздействия на индивидуальные нарушения законов, - сказал он. - Важное свойство российской прокуратуры, в отличие от других органов правоохраны и суда, - ее способность и полномочия реагировать на нарушения, затрагивающие права многих граждан. Состояние российского общества таково, что в прокурорской защите сегодня нуждаются не только пенсионеры, инвалиды, престарелые граждане и подростки, но и работающее население. Не единичны нарушения конституционного права на защиту от безработицы. Нередко нарушаются права работников на отдых и безопасные условия труда, но более всего - на вознаграждение за труд. А ведь есть еще права на экологическую безопасность, охрану здоровья и доступную медицинскую помощь, право на защиту интеллектуальной собственности, право на свободу предпринимательской деятельности и так далее. Поэтому такое полномочие, как надзор за исполнением законов, делает прокуратуру универсальным инструментом утверждения в стране законности и правопорядка.
В Европе, кстати, с таким подходом в принципе согласны.
- Мы не считаем, что в Европе должна быть единая модель для всех прокуратур и юстиций - главное, чтобы они соответствовали нормам правового государства, - заявил генеральный директор Совета Европы по правовым вопросам Ги де Вель.
Сама же российская прокуратура намерена в ближайшее время вступить в мировое прокурорское сообщество. По словам Юрия Чайки, в конце августа на конференции в Париже будет решен вопрос о вступлении РФ в Международную ассоциацию прокуроров. Сейчас в эту организацию входят 112 стран, и она действует под эгидой ООН. Теперь в ней зарезервируют несколько должностей для представителей России.
Впрочем, по-европейски придется работать не только тем прокурорам, кто защищает обездоленных граждан, но и тем, кто обвиняет подсудимых. Государственные обвинители должны научиться работать в жестких условиях: при противодействии опытных и красноречивых адвокатов и под взглядом непредвзятых судей. На самом деле это очень сложно, особенно если судьи - из народа. Присяжные. Как показывает практика, самое большое число оправдательных приговоров выносят именно они. Из-за этого отношение к институту судов присяжных неоднозначное. Одни обеими руками поддерживают его. Другие, которым не нравится тот или иной приговор, критикуют почем свет. Однако, как утверждают профессионалы, чаще ругать надо не самих присяжных, а обвинителей, не сумевших представить действительно убедительные доказательства в суде.
- Суды присяжных - тот самый демократический институт отправления правосудия, который существовал и ранее, - сказал Юрий Чайка. - С другой стороны, его утверждение не очень гладко проходит в Российской Федерации, и не потому, что он не нужен России.
По словам Чайки, вначале и он сам не поддерживал идею создания суда присяжных в России.
- Я исходил из сложившегося у нас уровня правосознания граждан, правовой культуры людей, - сказал Юрий Чайка. - Но закон уже принят и суды присяжных действуют. На определенном этапе - с введением суда присяжных - настала острая необходимость повысить уровень квалификации прокуроров, поддерживающих государственное обвинение. Ведь сегодня в суде присяжных идет самое настоящее объективное состязание сторон.