- Обучение длится у нас почти три месяца, полтора из которых посвящены поведению при авариях. Мы моделируем чрезвычайные ситуации, однако порой бывает невозможно предусмотреть дополнительные вводные.
Практика показала, что порой те, кто учился у нас на "пятерки", могут растеряться и не суметь что-то сделать. А "двоечники", наоборот, оказываются самыми организованными.
Если бортпроводница выжила при крушении, она должна действовать в три этапа. В первую очередь расстегнуть свои привязные ремни. После этого подать команду пассажирам также расстегнуть привязные ремни и снять обувь. Эти действия мы специально отрабатываем, в том числе и командный голос, которым должны подаваться указания. Затем она направляется к аварийному выходу и открывает аварийную дверь. Если та не открывается, надо привлечь на помощь пассажиров, которые сидят рядом. Дело в том, что дверь - с усилителем. Перед каждым рейсом бортпроводник должен перевести селектор в положение "автомат". В этом случае дверь, как только ее начинают открывать, под давлением практически вырывается из рук и открывается достаточно легко. Но это только в том случае, если она не деформирована. После открытия двери автоматически надувается аварийный трап, и бортпроводник подает блок команд: "прыгайте, съезжайте по трапу, убегайте". Если дверь долго не открывается, в самолете есть еще выход - альтернативный. Кстати, на А-310, если не ошибаюсь, шесть таких выходов.
Еще до начала полета проводятся так называемые "брифинги для пассажиров". У всех есть карточки, на которых перечислены правила безопасности и поведения. Главное - следовать указаниям бортпроводников. Кстати, очевидцы говорили, что пассажиры того злополучного рейса шли босиком. Это свидетельствует о том, что бортпроводница, видимо, выполняла инструкцию и подала соответствующую команду.
В России будущие бортпроводники проходят теоретические занятия, а практикуются в Германии на специальных тренажерах. У нас в стране таких тренажеров, к сожалению, пока нет.