Главные положения новой редакции закона могут стать эффективными инструментами для защиты конкуренции на рынке. Законопроект устанавливает, что положение хозяйствующего субъекта с рыночной долей в каком-либо сегменте более 50 процентов признается доминирующем. В действующей редакции закона эта планка установлена на уровне 65 процентов.
Сохраняется положение о том, что доминирующим нельзя признать положение организации на рынке, если ее доля в каком-либо секторе меньше 35 процентов. Однако устанавливается, что в отдельном федеральном законе могут быть определены случаи или рынки, в рамках которых субъекты с долей менее 35 процентов могут быть признаны доминирующими.
Согласно новой редакции закона коммерческие и некоммерческие организации, а также органы государственной и исполнительной власти, государственные и государственные внебюджетные фонды обязаны по мотивированному требованию антимонопольного органа предоставлять информацию, в том числе составляющую коммерческую или служебную тайну. Сведения, относящиеся к банковской тайне, могут быть предоставлены Центральным банком РФ после письменного запроса антимонопольного органа.
В соответствии с предлагаемым документом слияние организаций (за исключением финансовых) требует предварительного согласия антимонопольных органов, если суммарная стоимость их активов превышает 3 миллиарда рублей или если суммарная выручка за последний год превышает 6 млрд. руб., либо если одна из этих организаций включена в реестр субъектов, имеющих долю на рынке определенных товаров более 35 процентов. В отношении финансовых организаций величина сделки, подпадающей под предварительный контроль профильных органов, устанавливается правительством РФ.
Порядок определения доминирующего положения финансовых организаций будет утверждаться также правительством, а кредитных организаций - правительством по согласованию с ЦБ РФ. Однако доминирующей не может быть в любом случае признана финансовая организация, доля которой не превышает 10 процентов на рынке РФ или 20 процентов в границах рынка, охватывающего часть территории России.
Еще одна важнейшая новация касается порядка получения государственной помощи. Появляется новый раздел, где говорится о том, что государственная помощь (избирательное предоставление отдельным компаниям льгот и преференций) выделяется только в результате установленных законом процедур. Эксклюзивные условия, как правило, основаны на коррупции. Закон это запрещает в жесткой форме. Но преследоваться будут не компании, а органы власти, принимающие такие решения. В законе также остаются такие радикальные нормы, как, например, принудительное разделение компаний, но оно будет осуществляться только по суду.
Говоря об экономической ситуации в России, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев отметил, что у монополизма в России есть одна очень важная особенность, которой нет в других странах: речь идет о монополизации рынков и ограничении конкуренции со стороны государственных чиновников. "Если бы у нас речь шла только о естественных монополиях, компаниях, злоупотребляющих доминирующим положением, только о картелях, то можно было бы сказать, что ситуация вполне понятная, предсказуемая и с ней можно было бы гораздо легче бороться, - сказал глава ФАС. - У нас же главная причина монополизма заключается в том, что сами власти на уровне органов местного самоуправления, губернаторов, а иногда и федерального правительства занимаются ограничением конкуренции".
Служба возбуждает дела, передает их в суды для вынесения решения об административных правонарушениях, обращается в Генеральную прокуратуру для возбуждения уголовных дел в отношении государственных чиновников. Поэтому работа всех управлений ведомства, которые сетью накрывают всю страну, привлекает к себе особое внимание. Часто они оказываются в сложном положении, политический вес губернатора, его администрации неизмеримо выше возможностей сотрудников антимонопольных служб на местах. И тем не менее эти службы в случае нарушения конкуренции подают иски в суд против губернаторов, глав крупных городов и зачастую выигрывают эти дела. Новый закон должен усилить позицию ФАС.
По мнению законодателей, работа над законопроектом может служить образцом взаимодействия государства и бизнеса. Целый ряд принципиальных вопросов, вызывавших недовольство представителей бизнеса, в ходе дискуссии ФАС и представителей РСПП был разрешен. Представители российского бизнеса полагают, что текст законопроекта, прошедшего второе чтение в Госдуме, представляет собой баланс между эффективностью закона и возможностью бизнеса защищать свои права. Законопроект в нынешнем виде содержит сбалансированные позиции, устраивающие все стороны переговорного процесса.