Законопроект "О недобросовестных практиках на финансовых рынках" может быть внесен на рассмотрение правительства уже в сентябре, сообщил глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин. "Если не нарушать регламент согласования документа, то это у нас получится", - сказал он.
Надо отметить, что причины, задерживающие принятие закона, довольно серьезные. Не секрет, что в настоящее время сделки с использованием инсайдерской информации совершаются фактически безнаказанно. В этой связи совершенно очевидно, что у разрабатываемого законопроекта существует немало противников, главным образом тех, кто в настоящее время совершенно безнаказанно осуществляет инсайдерскую торговлю.
На сей раз Олег Вьюгин считает, что законопроект предусматривает широкие возможности для ФСФР в плане борьбы с инсайдерской информацией на финансовых рынках. "Я не согласен с теми, кто говорит о том, что мы выводим ту или иную категорию потенциальных инсайдеров за пределы ответственности.
Более того, мы прямо предусмотрели право ФСФР обратиться к любому лицу, подозреваемому в использовании инсайда, с прямым вопросом. Если гражданин откажется отвечать, то он нарушит закон", - заявил глава ФСФР. Кроме того, глава ФСФР считает достаточно эффективной мерой заложенную в законопроекте возможность обращаться к руководителю того ведомства, сотрудник которого подозревается в инсайде на финансовых рынках. "Я думаю, что такой метод более эффективен, чем прописывать в законе право ФСФР беспрепятственно входить в то или иное ведомство и напрямую вести расследование".
Кстати, по поводу раскрытия информации, ФСФР планирует внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые увеличат уровень штрафов к эмитентам, нарушающим правила раскрытия информации, с 5 тысяч рублей до 100 тысяч рублей. "Эти поправки уже внесены в правительство", - сказал Олег Вьюгин. Кроме того, он считает, что в течение года ФСФР может внести поправки в свои нормативные акты с тем, чтобы сократить количество раскрываемой информации для непубличных компаний, а также внести изменения в порядок публикации существенных фактов эмитентами. "Мы рассматриваем возможность отказаться от необходимости публикации таких существенных фактов в газетах, потому что опыт показывает, что рынок получает эту информацию через электронные СМИ", - добавил он. О. Вьюгин сказал также, что за порядком раскрытия информации эмитентами будут в первую очередь следить региональные отделения ФСФР.
На сегодняшний день одним из наиболее необходимых шагов по совершенствованию инфраструктуры российского фондового рынка и для успешной конкуренции его на мировых площадках является создание центрального депозитария (ЦД). Про замыслу ФСФР, центральный депозитарий - единственный, кто сможет выступать номинальным держателем акций иностранных коллег в России, а также быть единственным расчетным депозитарием для бирж. Олег Вьюгин отметил, что ФСФР пошла навстречу РТС и ММВБ, между которыми были "долгие дебаты, но все говорили, что центральный депозитарий нужен".
Тарифной политикой ЦД займется ФСФР совместно с ФАС, а вот "если центральных депозитариев будет несколько, то они должны будут предоставлять недискриминационный сервис профучастникам, а биржи могут выбрать, с кем работать", - отметил Олег Вьюгин. "Число центральных депозитариев не будет ограничиваться", - заявил глава ФСФР. Правда, в настоящее время готовится законопроект, в котором ФСФР предъявляет достаточно жесткие требования к ЦД. А именно, наличие серьезного опыта работы в качестве расчетного депозитария (не менее пяти лет), собственные средства (не менее 50 миллионов долларов) и наличие определенного объема ценных бумаг на счетах, ограничение 20 процентов на долю владения одного акционера. Как отмечает сам Олег Вьюгин, такие требования из существующих на сегодня 800 депозитариев отсекут 99 процентов. Впрочем, по мнению главы ФСФР, делать более двух депозитариев "не имеет смысла".
После вступления закона в силу расчетным депозитариям будет дано два года на подготовку и еще пять лет на приведение своих уставных капиталов в соответствие с новыми требованиями. Олег Вьюгин подчеркнул, что главная задача ФСФР - дать рынку необходимый закон.
Между тем Федеральная служба по финансовым рынкам до конца года намерена внести в правительство предложения по созданию на базе службы коллегиального органа. "Они у нас уже в принципе готовы", - сообщил Олег Вьюгин. По его словам, это будет орган исполнительной власти, который отличается от аналогичных структур, созданных в западных странах.
О. Вьюгин отметил, что создать на базе ФСФР коллегиальный орган управления финансовыми рынками можно через указ президента.
"Президент может это сделать в рамках своих полномочий. Он может назначить совет директоров ФСФР своим указом, который и будет являться коллегиальным органом, несущим ответственность за принятие решений на финансовых рынках", - сказал глава ФСФР. Говоря о механизме формирования такого совета директоров, О. Вьюгин высказал мнение, что кандидатуры могут вноситься в правительство экономическими министерствами с учетом мнения профессионального сообщества. Вместе с тем он считает, что если это будет орган исполнительной власти, то он полностью подпадет под регулирование государственных ведомств. "Передать в такую структуру, скажем, банковский надзор мало реально, потому что специалисты просто не согласятся работать за ту зарплату, которая существует сейчас в государственных ведомствах", - отметил он.