11.07.2006 02:40
    Поделиться

    Участники бюджетного процесса отчитаются перед СП по новым правилам

    Правительство утвердило формы документов финансовой отчетности о формировании и расходовании государственных средств, которые должны подаваться в Счетную палату.

    Как известно, основная функция Счетной палаты состоит в контроле над бюджетными деньгами. Об этом в конце прошлой недели сказал и президент, принимая в Кремле руководителя главного контрольного ведомства Сергея Степашина. Любопытно, что упомянутое выше правительственное постановление было обнародовано в тот же день, хотя подписал его Михаил Фрадков несколькими днями раньше. Впрочем, никакой связи между новым документом и встречей в Кремле, как оказалось, нет. Правительственный документ готовился почти два года, рассказал корреспонденту "РГ" источник в Счетной палате. Его целью было информационное обеспечение оперативного контроля над бюджетными средствами. Впрочем, ведомство Степашина занимается этим на протяжении всех лет существования.

    Эти полномочия закреплены в статье 14 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации". Там же говорится, что конкретные сроки и формы отчетности, необходимые для осуществления оперативного контроля, должны приниматься правительством. Однако на протяжении долгого времени на правительственном уровне они не утверждались и палата получала информацию по самостоятельно разработанным формам отчетности, которые рассылались в виде запросов в рамках контрольных мероприятий. "Кстати, игнорировать запросы бюджетополучатели не могли - это чревато мерами, вплоть до уголовной ответственности. Но с принятием правительственного документа статус контроля, конечно, повысится", - говорит собеседник "РГ". А вот увеличения штата или денежного содержания Счетной палаты правительственное постановление не предусматривает. Да это, вопреки предположениям некоторых СМИ, и не нужно. "Мы будем заниматься тем же, чем занимались на протяжении многих лет", - пояснил источник.

    В постановлении утверждено 18 форм финансовой отчетности. Их ежемесячно обязаны заполнять 100 с лишним министерств, ведомств, организаций. Что же касается всех прочих участников бюджетного процесса, информация по которым не вошла в эти формы, то они будут отчитываться перед ведомством Степашина в прежнем режиме, в соответствии с запросами. К ним относятся субъекты Федерации, банки, другие организации, имеющие отношения к казенным средствам. Для них существует более 20 форм запросов информации.

    По словам источника, в Счетной палате собрана уникальная база данных, содержащая информацию о всех сторонах бюджетного процесса, включая такие важные аспекты, как государственный долг, Стабфонд. Причем информация в Счетную палату поступает ежемесячно.

    На основе введенной отчетности при проведении оперативного контроля, поясняет собеседник "РГ", можно мгновенно "ловить проблемы", сообщать о них высшему руководству страны, депутатам. И принимать меры сразу, а не в конце года, "когда поезд давно ушел". При этом в Счетной палате стараются "не плодить параллельные документы": как только та или иная форма отчетности вводится каким-либо другим ведомством, из "списка" палаты ее убирают.

    В Счетной палате, кстати, считают, что статья 14 Закона "О Счетной палате РФ" давно нуждается в корректировке. Ведь в соответствии с ней формы финансовой отчетности должны утверждаться правительством, что и было сделано недавно. Но механизм принятия документов такого рода весьма громоздкий и "неповоротливый", и потому быстро "изъять" ту или иную форму будет просто невозможно. К тому же в законе ничего не говорится о таких важных "объектах" контроля, как источники финансирования дефицита федерального бюджета, Стабфонд, внебюджетные государственные фонды. Но пока, уточняет источник, в этом вопросе нет общего подхода с минфином.

    Поделиться