Опустим рассуждения о том, что ничего случайного не бывает и что такие профессионалы, как Басаев, случайно провода не путают. Пусть это останется на совести оппонентов спецслужб. Они ссылаются на то, что ингушские милиционеры были первыми на месте происшествия и ничего не знали о готовящейся спецоперации. Естественно, не только милиционеры, но, уверен, еще очень многие в республике и в Москве не знали о планах ФСБ, что, может быть, в конце концов и обеспечило итоговый успех операции.
Первое, на что нам посоветовал обратить внимание генерал российских спецслужб, с которым удалось более или менее откровенно пообщаться на эту тему, так это на слова директора ФСБ в докладе президенту. Там есть два ключевых момента. Первый, когда Патрушев обронил фразу: "как я вам ранее докладывал". То есть президент был в курсе готовящихся мероприятий. Если бы это было не так и Басаев подорвался случайно, президент не позволил бы своему подчиненному манипулировать словами. Второй ключ в словах директора ФСБ в той части монолога, где он упомянул заграницу.
Эта тема была развита вчера, когда утром на информационных лентах появилось одно явно не случайное сообщение агентства "Интерфакс". Там со ссылкой на неназванных ветеранов российских спецслужб сообщалось: "Убийство Басаева может быть результатом реального сотрудничества российских спецслужб со своими зарубежными партнерами и качественной агентурно-оперативной комбинации ФСБ России".
"Как мне представляется, российские спецслужбы умело воспользовались оперативной информацией о зарубежных каналах поставок боевикам в Чечне вооружения. Условно говоря, поставщик поставил Басаеву взрывные устройства, а ФСБ получила пульт управления этими устройствами", - сказал собеседник агентства.
При этом эксперт не стал называть страны, о которых может идти речь, посоветовав "внимательно проанализировать сообщения СМИ в последние два месяца" о контактах как спецслужб, так и руководства страны с представителями зарубежных государств.
Мы покопались в Интернете и выяснили, что 20 мая этого года в Астане прошло большое совещание руководителей спецслужб стран СНГ. Учитывая специфику поставки такого товара, как взрывчатка, речь может идти о помощи наших ближайших соседей из Азербайджана.
Помнится, через эту кавказскую страну нашим спецслужбам уже удалось уничтожить одного из лидеров террористов в Чечне Хаттаба. Тогда "черному арабу" в горы из Баку курьер доставил письмо якобы от каких-то шейхов. Письмо было отравлено специальным раствором и являлось хорошо спланированным примером "контролируемой поставки" через третьи страны не вызывающей опасения у террористов смертельной депеши.
После смерти Хаттаба секрет спецоперации сохранить в тайне не удалось, кстати, тоже не без помощи наших доморощенных "доброжелателей". Басаев, по его собственному признанию, с тех пор всю поступающую ему корреспонденцию проверял сначала на домашних животных.
Тогда ему отправили оружие "с секретом". Кстати, это тоже не явилось изобретением наших спецслужб. Еще в тридцать шестом году немецкие спецслужбы таким образом подрывали боеготовность республиканской испанской армии. Этот пример вошел в анналы тайных операций и считается классическим. Тогда республиканцы, боровшиеся с режимом Франко, испытывали затруднения в поставках советского оружия. Герои Гренады закупали через мексиканские фирмы американское оружие. Эти поставки проходили под контролем тайных немецких агентов. Оружие было хитрым образом испорчено и в критический момент давало сбой.
Басаев вряд ли читал про эту спецоперацию, но не мог не знать, что еще в первую чеченскую кампанию спецы ФСБ и ГРУ под видом коррумпированных военных продавали боевикам гранатометы "с секретом", которые взрывались в руках у стрелявшего, а также гранаты со взрывателем без замедлителя.
Еще раз тот же метод российские спецслужбы опробовали в 1989 году в Дагестане. Узнав о подготовке боевиками теракта на центральном рынке в Махачкале, сотрудники ФСБ, не в силах обезвредить группу, смогли через своего агента заменить обычный пластит на танковый. Идентичный по внешнему виду, он взрывается лишь при очень больших температурах и давлении. В результате во время теракта погиб только сам террорист-смертник, а брикеты пластита разметало по улице как куски мыла.
Теперь на эту уловку попался Басаев. Заслуга наших спецслужб в том, что они смогли нащупать агентурные каналы боевиков и внедрить через них то, что нужно. В итоге Басаев получил взрывчатку, которую попытался использовать для очередного теракта, но не учел, что взрыватель остался в руках ФСБ.
Между тем
Вчера Генеральная прокуратура объявила, что уголовное дело в отношении террориста Шамиля Басаева будет прекращено в ближайшее время. Теперь, после его гибели, расследовать и судить, выходит, некого. Но прекращения уголовного преследования бывают разными. Басаеву досталось самое "нехорошее" прекращение. Оно называется - "прекращение по нереабилитирующим основаниям".
Для простых граждан такая формулировка означает лишь одно: Басаев жил преступником, им и умер. Но юридически прекращение уголовного дела против него случится не завтра. Генпрокурор Чайка пояснил, что оно будет закрыто лишь после того, как будет сделано еще несколько юридических шагов.
- По завершении судебно-медицинских исследований, а также идентификации личности будет принято процессуальное решение о прекращении уголовного дела в связи со смертью обвиняемого по нереабилитирующим обстоятельствам, - подчеркнул Генпрокурор.
Когда документы с данными экспертиз подошьют в уголовное дело, тома с описанием кровавых преступлений террориста найдут свое место на полках прокурорского архива.