Между переговорами российский премьер принял участие в открытии национального праздника Наадам, посвященного 800-летию монгольской государственности. После утреннего раунда переговоров с премьер-министром Монголии Миеэгомбыном Энхболдом Михаил Фрадков констатировал, что общение с "коллегой прошло в доверительной атмосфере, довольно результативно, особенно в отношении торгово-экономической сферы". Впрочем, о конкретных итогах ни Фрадков, ни Энхболд предпочли не говорить. Провозглашалось лишь понимание четких позиций сторон и наличие взаимных интересов.
- Важно договориться и обсудить совместные действия, которые наполнят новым качественным содержанием отношения между Россией и Монголией, - сказал на пресс-конференции после переговоров Фрадков. - Постепенно наши торгово-экономические отношения выходят из застоя, и мы ставим задачу вывести их на уровень, соответствующий нашему политичеcкому взаимодействию. Реализация транзитного потенциала, упрощение перемещения граждан через границу, интенсификация торговли - все это интересно как России, так и Монголии, - добавил он.
Пока же после переговоров и 12-го заседания межправительственной комиссии все ограничилось подписанием договоров и поставками в Монголию российской пшеницы, о сотрудничестве аэронавигационных служб и внешнеполитических ведомств двух стран.
Фрадков, впрочем, еще раз напомнил монгольским коллегам об интересах российского крупного бизнеса. Вновь прозвучали названия "Северсталь", "Норникель", "Ренова", "БазЭл", а также "уголь", "золото", "медь" и "уран". Вслед за этим говорили про "нефть, транспорт, сельское хозяйство" как о монгольских экономических устремлениях. Так, Монголия заинтересована в поставках российской нефти и ее последующей переработке, а также в увеличении экспорта своего мяса в Россию, но пока продукция монгольского животноводства вызывает нарекания у отечественных фитосанитарных служб. Среди проблем была названа и диспропорция торгового баланса между нашими странами - из 466 миллионов долларов российско-монгольского товарооборота в 2005 году 443 пришлось на российский экспорт.
- Мы готовы рассматривать возможность всестороннего сотрудничества в сфере геологоразведки, сельского хозяйства, транспорта, строительства и в ряде других областей. В нашем портфеле достаточно предложений, - заявил Фрадков. Однако тут же напомнил о необходимости решения уже существующих проблем в совместном российско-монгольском бизнесе. В частности, об увеличившемся налоговом бремени на совместные российско-монгольские добывающие предприятия. По его словам, для реализации всех намеченных Россией и Монголией планов в первую очередь необходимо создать прозрачные условия для бизнеса, прогнозируемую налоговую политику и стабильную нормативную базу. Фрадков тем не менее отметил, что стороны договорились в ближайшее время устранить все существующие препоны, чтобы "расчистить поле для других крупных инвестиционных проектов". По словам Фрадкова, уже в ближайшие несколько месяцев Россия и Монголия "в состоянии подготовить все вопросы и выйти на реализацию ряда новых проектов".
Монгольский премьер Миеэгомбын Энхболд, так же, как и российский коллега, говорил о важности визита Михаила Фрадкова, особенно знаменательного в дни празднования 800-летия монгольской государственности. К перечню обсужденных вопросов, по которым было достигнуто понимание, он также добавил тему российского имущества на территории Монголии.
Также в ходе переговоров обсуждались вопросы подготовки к визиту монгольского президента Намбарына Энхбаяра в Россию. Его дата пока не определена, но откладывать приезд монгольского президента, по словам Фрадкова, "нецелесообразно".
По окончании переговоров обе делегации в полном составе переместились на Улан-Баторский стадион - единственное крупное спортивное сооружение в стране. Там уже все было готово к проведению национального праздника Наадам - главного народного праздника монголов. Стадион построили лет тридцать назад, и используется он, по словам местных жителей, несколько раз в году - во время Наадама и концертов местных и заезжих поп-звезд. Дело в том, что любимые виды спорта монголов - скачки, стрельба из лука и борьба "пуох" - не требуют больших спортивных арен. В футбол же монголы играют плохо, хотя за чемпионатом мира наблюдали с интересом. "Футбол у нас развивается. Но как-то без особого успеха. В прошлом году наша сборная проиграла товарищеский матч сборной Иркутской области со счетом 11:0", - рассказал один из местных жителей.
Праздник начался с того, что монгольские гвардейцы в парадных костюмах - стилизация под воинов времен Чингисхана - вывезли на поле государственные символы Монголии: девять белых знамен, девять трезубцев, украшенных белым конским волосом. За красочной церемонией наблюдал и Михаил Фрадков, сидевший в правительственной ложе рядом с президентом Монголии. Вслед за этим глава страны, одетый в национальный костюм, спустился и прочитал речь, обращенную к гражданам. Чингисхан был упомянут не единожды. И грянул гимн Монголии, стадион пел хором, хотя некоторые и сверялись с текстом по буклетам.
В программе были весьма воинственные и вполне мирные танцы в национальных костюмах, проезд юрты Чингисхана, установленной на громадной повозке по стадиону, джигитовка и многое другое. За действительно редкостным зрелищем наблюдал Чингисхан - его огромный портрет, выложенный белыми камнями в горах над Улан-Батором. Уже после официального открытия начались состязания борцов - напоминающая греко-римскую борьбу "пуох" ведется по "гамбургскому счету" - каждый может стать соискателем чемпионского титула, борьба ведется без лимита времени, до победы. В этом году в соревнованиях пожелали участвовать больше тысячи монгольских мужчин, а значит чемпионат, по словам местных жителей, продлится не меньше трех дней. Все это время его в прямом эфире будет транслировать центральное телевидение Монголии.
Но у Михаила Фрадкова в это время уже продолжалась официальная программа - встреча в представительской юрте с президентом Монголии, которая находится во дворе здания государственной администрации, и беседа с главой Великого государственного хурала.