12.07.2006 03:00
    Поделиться

    Россия пошла на уступки США по вопросу вступления в ВТО

    Но так ли это, и не окажутся ли условия сделки с США слишком тяжелыми для России? Корреспондентам "РГ" удалось выяснить, в чем именно Россия готова уступить США и как на самом деле продвигаются переговоры.

    Хотя идея подписать договор с США или на саммите G8, или накануне не нова, слова сначала вице-премьера Александра Жукова (он выступил со своим заявлением в воскресенье) и министра экономического развития и торговли Германа Грефа, произнесенные в понедельник, прозвучали свежо. "Мы постараемся уложиться до саммита, причем интересы бизнеса будут полностью учтены", - заявил, в частности, г-н Греф. Вчера советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли поспешил усугубить: американская сторона будет пытаться завершить переговоры о вступлении России в ВТО до саммита G8, но "это потребует дальнейшего продвижения с российской стороны". То есть, иначе говоря, в эти дни России предстоит "сдать" какие-то позиции. Какие именно, станет ясно, возможно, уже сегодня: в Москву для переговоров с г-ном Грефом прилетает торгпред США Сюзан Шваб. Ранее она говорила, что "в идеале обе стороны хотели бы завершить переговоры к саммиту "большой восьмерки", а если этого сделать не удастся, то как можно быстрее после встречи лидеров". Некоторые детали торга уже стали известны "РГ".

    Как сообщил корреспондентам "РГ" источник, близкий к переговорам в Женеве, оптимизм г-на Грефа пока выглядит преждевременным. "Трудно сказать, когда переговоры закончатся, пока все идет очень трудно и напряженно, - сообщил вчера поздно вечером источник. - Когда я несколько часов назад видел членов американской делегации, они не казались слишком оптимистичными". В то же время источник дал понять, что переговоры идут в беспрецедентно закрытом формате и многие детали недоступны даже сотрудникам штаб-квартиры ВТО, так что "сюрпризов нельзя исключать".

    Среди того, что все-таки просачивается, - детали уступок, и тех, на которые якобы уже пошла Россия, и тех, которых от нее требуют. Во-первых, наши источники в Женеве подтвердили информацию о том, что Россия согласилась после 7-летнего переходного периода снять все ограничения на работу иностранных страховых компаний на российском рынке. Эта уступка сделана Россией в "обмен" на "неприкосновенность" национальной банковской системы: как и обещал еще в прошлом году президент РФ, прямых филиалов иностранных банков в России не будет никогда. Несмотря на то, что разговоры о возможной "сдаче" страховщиков ведутся как минимум с мая, вчера представители страхового бизнеса, наблюдающие за ходом переговоров, отказались подтвердить факт "сдачи". "Здесь про это никто не знает", - заявил "РГ" один из крупных участников рынка. В то же время не исключено, что "страховое" решение не является окончательным, и страховщики в эти часы пытаются переломить ситуацию: в отличие от банкиров, они охотно пошли на сотрудничество с минэкономразвития, ожидая для себя определенных преференций, и им не хотелось бы об этом пожалеть.

    В то же время источники в Женеве не подтвердили информацию о том, что Россия якобы "сдала" свой аграрный сектор и согласилась снизить разрешенную поддержку АПК с минимальной суммы в 9,2 миллиарда долларов в год до 5 - 6. "Переговоры по АПК в самом разгаре, Россия пока не сделала никаких уступок, мы ожидаем, что решение может быть принято в пятницу", - сказал нам источник. С этим согласны и наши источники в российском минсельхозе. "Никаких уступок нет, все это домыслы",- заявил нам высокопоставленный сотрудник министерства.

    В то же время участники аграрного рынка вчера были крайне раздосадованы "слухами и домыслами". "Если это правда, то это провал наших переговорщиков, - заявил нам один из аграрных "королей". - На таких ущербных условиях переговоры можно было завершить еще пять лет назад". В отличие от чиновников этот аграрий почти уверен, что в итоге Россия все-таки отступит в вопросе разрешенной поддержки. Действительно, в письме президенту США председатель комитета сената по финансам Чарльз Грассли, сенатор-демократ Макс Бокас, председатель бюджетной комиссии палаты представителей Билл Томас и конгрессмен-демократ Чарльз Рэнгел выразили озабоченность именно "сферой сельского хозяйства в России". Если учесть, что протокол о присоединении России к ВТО будет проходить через комитеты г-д Грассли и Томаса, то источник тревоги наших аграриев понятен.

    Зато производители сельхозтехники заявили "РГ", что США сняли свои требования к отмене особого режима налогообложения импортных комбайнов, так что отечественному машиностроению по-прежнему не угрожает неконтролируемый ввоз импорта.

    Одновременно не подтверждается информация о том, что США якобы согласились снизить претензии к России в сфере защиты интеллектуальной собственности. Накануне появилась информация, что США якобы согласились считать достаточным "постоянный мониторинг" интеллектуального пиратства в России вместо решительных мер против него. "На самом деле этот вопрос в эти минуты - самый болезненный", - сообщил наш женевский источник, добавив, что США настаивают на решительных мерах, невзирая на заверения России, что "вдруг и сразу" пиратство не победить.

    Пока что очевидно одно: из сферы торговли вопрос о членстве России в ВТО переместился в сферу политики, и участники рынка, которым как раз и работать по правилам ВТО, как обманутые мужья, узнают обо всем последними. Продекларированная доктрина "опережающего информирования бизнеса", ради реализации которой даже взяли несколько миллионов евро у правительства ЕС, вновь дала сбой. И даже для "главного по бизнесу" президента РСПП Александра Шохина успех переговоров - прежде всего политика. "Если 14 июля президент Буш даст отмашку на вступление России в ВТО, то и по торговой тематике, по международным торговым переговорам Россия оказывается практически равноправным членом стран G-8", - сказал он. Но так же ставят вопрос и за океаном: на днях 16 влиятельных американских организаций, представляющих интересы крупного бизнеса, обратились к Джорджу Бушу с призывом "не поддерживать вступление России в ВТО, пока Москва не продемонстрирует, что она будет надежным партнером в мировом торговом сообществе".

    Поделиться