Эта группа узбеков, а с ними два гражданина Киргизии и России (тоже узбекской национальности) была задержана здесь, в Иванове, 18 июня прошлого года. Узбекские власти обвинили их в организации кровавого мятежа в Андижане (май 2005 года) и потребовали выдачи для привлечения к суду.
Дальше - больше. На судебном процессе в Узбекистане по делу других участников антиправительственных выступлений была озвучена информация о том, что в Ивановской области дислоцируется тренировочная база узбекских боевиков-акрамистов, и отсюда же в Андижан поступала финансовая помощь. Но подтверждения этой информации о базе местное управление ФСБ не нашло, а переводы денег в Узбекистан, по их сведениям, - обычные операции партнеров по бизнесу.
Сложнее было определиться с судьбой арестантов. Да, по Минской конвенции стран СНГ о выдаче преступников Россия обязана таких людей немедленно экстрадировать. Но в Узбекистане, как известно, до сих пор не отменена смертная казнь, и это бы нарушило другие международные обязательства нашего государства. К тому же адвокаты представили стопроцентные, по их мнению, алиби своих подзащитных, которые, находясь в Иванове, ну никак физически не могли быть участниками тех кровавых майских событий.
Представитель верховного комиссара по делам беженцев ООН Ганга Ли провела с каждым заключенным личное собеседование. И на основании ее доклада принято решение о предоставлении 12 гражданам Узбекистана (дело гражданина Киргизии Таштемирова будет рассмотрено позднее) статуса мандатных беженцев, что исключает их насильственную высылку из страны - члена ООН.