Губернатор ЯНАО Юрий Неелов: строить новые города - непозволительная роскошь

Российская газета | Ямал известен не только как газовая житница России, но и как край бездорожья. Проблемы транспортного сообщения с Большой землей сдерживают развитие территории, приводят к удорожанию жизни. Будет ли меняться ситуация?

Юрий Неелов | Когда осваивали газовую целину, дороги прокладывали только к промыслам. На строительство сквозных магистралей государство предпочло не тратиться. Из города в город, из поселка в поселок можно было добраться лишь по зимнику, либо по воздуху, либо - в короткий навигационный период - по рекам. Представьте, еще пять лет назад в округе не было ни одной дороги общего пользования. Но ситуация на глазах меняется. Округ включен в федеральную программу по развитию транспортной сети. Придет время, когда железная и автомобильная дороги свяжут Салехард с Надымом. А мост через Обь соединит административный центр с Лабытнангами - конечным пунктом Северной железной дороги. Мы также намерены отстаивать строительство широтного транспортного коридора Надым - Коротчаево - Игарка с перспективой выхода на Дудинку и Норильск. Это и есть маршрут незавершенной известной сталинской "501-й стройки". Затраты велики. Но они, судя по выкладкам экономистов, довольно быстро окупятся. За счет транспортировки такого ценного углеводородного продукта, как газоконденсат.

Другая перспектива связана с реализацией мегапроекта "Урал промышленный - Урал Полярный" и прокладкой транспортного коридора Лабытнанги - Ивдель и далее в сторону Южного Урала. Здесь будут курсировать составы, груженные железными, хромитовыми, марганцевыми рудами, бокситами, медью, фосфоритами, в которых крайне нуждаются металлурги. Об окупаемости говорить излишне. Суммарная стоимость запасов рудных месторождений, редких металлов только на Полярном Урале оценивается в 220 миллиардов долларов. И это, заметьте, по пессимистическим прогнозам. Ученые утверждают, что за десять лет с момента запуска проекта его ресурсная база позволит увеличить объем отечественного промышленного производства на 38 процентов.

Уверен, что будет реанимирован и Северный морской путь. По имеющейся у нас информации, готовится постановление правительства по налаживанию интенсивного движения вдоль северного побережья России. Тогда можно будет реализовать старый проект - построить на полуострове Ямал близ мыса Харасавэй морской терминал и завод по сжижению газа с последующим вывозом топлива в страны Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона.

РГ | В последнее время часто высказывались опасения о том, что "Газпром" менее активно, чем раньше, будет наращивать добычу на Ямале, направив инвестиции на разработку месторождений на шельфах Карского моря и в районах Восточной Сибири. Они оправдались?

Неелов | На недавно состоявшемся всемирном газовом конгрессе в Амстердаме прозвучало: в ближайшие 50 лет Европа будет жить преимущественно за счет ямальского газа. От капиталовложений в геологоразведку и добычу газа в ЯНАО во многом зависит и экономическое развитие нашей страны. Алексей Миллер на конгрессе подтвердил: Ямал для "Газпрома" остается стратегической, опорной территорией. Сейчас у нас добывается 560 миллиардов кубометров "голубого топлива". Поставлена задача: к 2020 году выйти на уровень добычи в 730 миллиардов. Ресурсный потенциал округа оценивается в 93 триллиона кубометров. Ямалу отводится ключевая роль в энергетической стратегии государства. Так что Россия, не сомневаюсь, выполнит все свои обязательства перед иностранными партнерами, опираясь главным образом на ресурсы автономного округа.

РГ | Вы вот уже несколько лет говорите о необходимости использования огромных запасов низконапорного газа, пока еще мало востребованного, для производства электричества. После совещания, посвященного угрозе дефицита электроэнергии в Уральском федеральном округе, что-то изменилось?

Неелов | Да, считаю, мы убедили и главу РАО ЕЭС, и правительство. Уже появились замыслы по строительству трех станций на низконапорном газе около Надыма, Тарко-Сале и Ноябрьска. Инвесторами готовы выступить крупные нефтегазодобывающие компании, и не только они. Запасы низконапорного газа, который невозможно транспортировать на дальние расстояния, составляют не менее пяти триллионов кубометров.

Округ около 80 процентов электроэнергии закупает в соседних регионах. Собственные генерирующие мощности позволят в значительной мере справиться с дефицитом. Правда, потребуется эти мощности постоянно наращивать. Добыча углеводородов очень энергоемка, появятся новые нефтегазохимические предприятия. А развитие горнодобывающей промышленности через четверть века приведет к десятикратному росту потребления электроэнергии.

РГ | Позволительно ли говорить об оптимальной численности населения автономии с ее крайне суровым климатом, с непомерными затратами на доставку грузов, строительство жилья? На ваш взгляд, Юрий Васильевич, получит ли в будущем вахтовый метод большее распространение?

Неелов | Я видел, как осваивался регион. Думаю, тогда допустили немало ошибок. Следовало сразу строить базовые города с развитой инфраструктурой и развернуть сеть вахтовых поселков. Жилье ни в коем случае не должно быть временным. Балки, бараки уже подразумевали сознание временщика, скорое возвращение на Большую землю, пренебрежительное отношение к ранимой северной природе. Но суровый край не отпускает от себя людей, они с ним сжились, чувствуют себя достаточно комфортно. Во второй половине ХХ века выросли пять городов. Из них два - Ноябрьск и Новый Уренгой - стотысячники. Подрастают внуки и правнуки тех, кто приехал сюда "ненадолго" из всех уголков Союза. Существующим городам остается только избавляться от ветхого жилья, соответствовать современным социальным стандартам.

Территория округа огромна, запасы углеводородов велики, работы хватит не на одно поколение. Но строить новые города - непозволительная роскошь. При необходимости будем обзаводиться такими вахтовыми поселками, как Ямбург. Это комфортабельный жилой комплекс на 10 тысяч человек, где можно полноценно отдохнуть после смены. Поэтому осваивать новые территории, прежде всего полуостров Ямал, станем таким путем. Причем вахтовые бригады будем в основном формировать в базовых городах.

Говорить же об оптимальной численности населения неуместно. Округ по объему производства валового регионального продукта на одного жителя - безусловный лидер среди субъектов РФ. Лишних людей у нас нет. Наоборот, нужны крепкие рабочие руки. Показатель рождаемости на Ямале почти в полтора раза превышает среднероссийский. Средний возраст моих земляков - 40 лет. Как видите, мы молоды и полны оптимизма.