От визита Сергея Иванова на ростовский завод, выпускающий боевые и транспортные вертолеты семейства Ми, многое ждали. Заместитель председателя правительства РФ, курирующий ВПК, должен был определиться с тем, какая техника придет в войска на смену устаревшей. Либо ростовский вертолет Ми-28Н "Ночной охотник", либо камовский Ка-52 "Аллигатор". От этого выбора зависит не только будущее заводов-производителей. Решается вопрос о реформировании вооруженных сил. Ведь от выбора того или иного вертолета зависит ударная мощь армии, которая обеспечивается штурмовой поддержкой с воздуха.
Но министр обороны не торопился. Он с удовольствием походил по летному полю, где ему показали выпускаемые на заводе машины. После крохотного Ми-2А он долго стоял возле гигантского Ми-26Т - самого грузоподъемного вертолета в мире, обладателя многих мировых рекордов.
- Эту модель мы поставляем для ВВС Индии, а также в Грецию, Пакистан, Чили и Венесуэлу, - пояснил генеральный директор предприятия Борис Слюсарь. - Машина прекрасно зарекомендовала себя в горах, в условиях, когда нет подходящего места для посадки. В Афганистане на ней мы вывезли с поля боя два подбитых талибами американских транспортных вертолета "Чинук" - кстати, прямых конкурентов Ми-26Т. Американцы не смогли их эвакуировать и попросили нас.
С нескрываемым интересом министр обороны ознакомился с транспортно-боевым вертолетом Ми-26ПН. Когда Сергей Иванов залез в кабину пилотов, журналисты попросили его попозировать для удачного снимка.
- Я что, фотомодель, - усмехнулся министр. - Давайте лучше перейдем к Ми-28. Вот что надо снимать.
"Ночной охотник" действительно впечатлил делегацию минобороны. Летает он на высоте 10 метров, прижимаясь к складкам местности, что делает его недоступным радарам. Пилотов защищает специальная бронекапсула, которая выдерживает попадание бронебойных пуль и 30-миллиметровых снарядов. Но если вертолет все-таки собьют, особая система амортизации смягчит удар о землю, сохранив жизни летчикам. Не исключено, что этот аргумент оказался решающим.
- Ми-28Н соответствует всем мировым стандартам, - заявил Сергей Иванов. - Это лидер в своем классе. Именно на него делает ставку министерство обороны. Он станет основным боевым вертолетом для наших вооруженных сил. За девять лет мы закупим 67 таких машин. По своим боевым и техническим характеристикам Ми-28Н заменяет три вертолета Ми-24, которые, кстати, тоже выпускаются в Ростове. Таким образом, благодаря Ми-28Н эффективность военно-воздушных сил России увеличится втрое. Хотя вертолеты Ми-24 еще долго будут стоять на вооружении нашей армии.
Не забыл министр обороны и про камского "Аллигатора".
- Хотя это машина дорогая, минобороны закупит девять таких вертолетов, - сказал он. - Они поступят в распоряжение Главного разведывательного управления для выполнения специальных задач, в том числе и для борьбы с терроризмом.