Как сообщили корреспонденту "РГ" в республиканской прокуратуре, уголовное дело по факту взятки было заведено в 2002 году, еще до обвинения Свистунова в нецелевом использовании бюджетных средств. Но поскольку доказательств по подкупу мэра оказалось недостаточно, следствие благополучно завершилось в прошлом году, но на суде всплыли новые моменты из жизни бывшего главы.
В то время когда Свистунов баллотировался на должность мэра, была очень трудная экономическая ситуация. Предприятия погрязли в долговой яме и с большим трудом содержали ведомственное жилье. Поэтому после выхода постановления правительства РМЭ в 1995 году ведомственный жилой фонд передавался на баланс муниципалитетов. Но жилые дома переходили к новому собственнику медленно и хаотично, а желающих поскорее избавиться от балласта было предостаточно. Большие убытки нес и Волжский домостроительный комбинат. Только теплосетям предприятие задолжало около 2,5 миллиона рублей. На встрече с кандидатом в мэры Николаем Свистуновым руководители озвучили свою проблему и попросили содействия. Будущий избранник пообещал, что если придет к власти, примет на баланс жилье комбината. После победы на выборах, состоявшихся в декабре 1996 года, экс-глава не забыл о просьбе строителей. Но за участие попросил предоставить квартиру, его "двушка" маловата для семьи и находится в непрестижном районе.
Как следует из показаний следователю директора комбината Юрия Романова, Свистунов часто напоминал ему о квартире, и с каждым разом просьбы его были все настойчивее. В результате Романов, попавший в непростую ситуацию, согласился пойти на компромисс. В свою очередь мэр не остался в долгу: как следует из материалов уголовного дела, в мае 1997 года Свистунов распорядился принять на баланс муниципалитета жилой фонд комбината. А спустя несколько месяцев мэр заключил с казанской фирмой договор о долевом участии в строительстве жилья. Это стало возможным благодаря тому, что волжский комбинат выполнял на объектах казанской фирмы строительно-монтажные работы, а рассчитывались работодатели по взаимозачету квартирами. Вот так в руках Свистунова оказалась взятка в виде права требования трехкомнатной квартиры общей площадью 90 квадратных метров и стоимостью в 260 тысяч рублей.
Как пояснили сотрудники прокуратуры, взятка может быть не только в виде денег, ценных бумаг или вещей, но и в виде иного имущества. В 1997 году, когда сделка совершилась, квартира была еще не достроена, но бывший глава Волжска получил право требования этой квартиры и в конечном итоге его реализовал. В июле 1998 года он заключил договор уступки права требования и квартира перешла другому хозяину, что не освободило от ответственности перед законом Николая Свистунова.
Суд назначил подсудимому наказание – 7 лет лишения свободы. Но по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний по двум приговорам Свистунов осужден на 8 лет 6 месяцев. При этом отсчет его пребывания в местах лишения свободы начался с момента ареста, то есть с лета 2003 года. Правда, теперь в связи с совершением особо тяжкого преступления общий режим колонии заменен на строгий. По словам государственного обвинителя республиканской прокуратуры Надежды Молодецкой, наказание справедливое.
Свою вину ни в ходе следствия, ни на суде фигурант не признал. Он считает, что его оговорили. Не исключено, что на решение суда от осужденного и его защитников поступит кассационная жалоба.