13.07.2006 04:00
    Поделиться

    Виктор Янукович: Украина должна научиться договариваться с Россией

    Для этого Янукович ведет переговоры со всеми партиями, представленными в Верховной раде. Первые полученные им отказы политика не смущают.

    Российская газета | С кем конкретно в "оранжевой коалиции" вы стремитесь договориться?

    Виктор Янукович | Мы ведем официальные переговоры с "Нашей Украиной". На встречах с нами ее представляет и.о. премьера Юрий Ехануров и экс-премьер Анатолий Кинах. Переговоры проходят нелегко и нередко заканчиваются поздно ночью. Потом их результаты обсуждаются во фракциях. Пока "Наша Украина" не согласилась войти в широкую коалицию. Но это не означает, что на этом следует ставить точку. Встречаемся мы и с представителями Блока Юлии Тимошенко - на уровне отдельных депутатов и руководителей парламентских групп.

    РГ | Может, вам стоит предложить "оранжевым" компромисс и выдвинуть в премьеры не себя, а соратника Ющенко. Например, Юрия Еханурова?

    Янукович | Решение о выдвижении кандидатуры премьера принималось народными депутатами. Вопрос этот уже решен. Время, когда можно идти на столь серьезные уступки и искать компромиссы, упущено.

    РГ | Именно это обстоятельство заставило вас заблокировать Раду?

    Янукович | Мы могли держать осаду хоть все 30 дней, вплоть до роспуска парламента. Часть представителей Партии регионов хотела объявить голодовку. Все делалось для того, чтобы заставить наших оппонентов уважать интересы всех украинских избирателей, а не только части страны.

    Мы не допустили раздела Верховной рады на "оранжевых", получивших должности и привилегии, и всех остальных, не допущенных к власти.

    Партия регионов заняла на парламентских выборах первое место, а ее пытались оставить даже без парламентских комитетов. Это было несправедливо, и мы стремились исправить это положение. Когда мы хотели в сессионном зале провести депутатское собрание, нам отключали микрофоны. Мы не согласились с проектом постановления Рады, которое пыталась внести "оранжевая коалиция". В нем шла речь об избрании премьера раньше, чем спикера. Это нарушало регламент. Теперь, когда председателем Верховной рады стал Александр Мороз, избрание главы правительства стало законным.

    РГ | Став премьером, намерены ли вы выполнить предвыборные обещания: защищать русский язык, взять курс на сближение с Россией и отказаться от вступления Украины в НАТО.

    Янукович | В программе Партии регионов записана необходимость защиты русского языка. Мы не отступаем от своих обещаний. Европейская хартия о региональных языках должна выполняться и на украинской территории. Что касается НАТО, то большинство украинцев интересуются своим благополучием и не воспринимают идеи сближения с альянсом. Людям в первую очередь необходима стабильность, а не НАТО.

    РГ | Вы занимали должность премьера в 2002-2004 годах. Если вы вновь возглавите правительство, какими преобразованиями займетесь в первую очередь?

    Янукович | Сейчас у премьера стало больше возможностей, чем было прежде. Сегодня глава правительства может опереться на парламентское большинство, а значит, исполнительная и законодательная власти не будут больше враждовать друг с другом. С другой стороны, работать станет сложнее. В 2003-2004 годах мы демонстрировали самые высокие в Европе темпы развития. Сейчас они снижены в пять раз. Нарастает системный кризис, выпуск продукции металлургии сокращается, украинские товары вытесняет импорт. Рост цен на энергоносители может сделать нерентабельными металлургию и химическую промышленность. В целом по экономике прибыль сократилась на 20 процентов. Но ситуацию еще можно исправить, если работать не на себя, а на страну. Когда политики говорят о единении Востока и Запада Украины, они должны помнить: главными объединяющими факторами остаются не лозунги, а экономическая стабильность.

    РГ | Вы связываете ее с более тесным сотрудничеством Киева и Москвы?

    Янукович | Украина должна научиться договариваться с Россией. Это облегчит решение газового вопроса. Нам следует жить в мире с нашим соседом и стратегическим партнером. Ссоры с Россией вызывают торгово-экономический кризис, который бьет по украинской промышленности. Отрицательное сальдо Украины в торговле с Россией превышает два миллиарда долларов. Во время работы нашего правительства ситуация была иной: экономика активно росла, золотовалютный запас Украины увеличился с 2,5 до 9 миллиардов долларов.

    РГ | "Оранжевые" утверждают, что появление "Антикризисной коалиции" незаконно, поскольку в нее входят менее 300 депутатов. При наличии 238 мандатов вы не сможете ни изменить Конституцию, ни объявить импичмент президенту?

    Янукович | Формирование широкой парламентской коалиции еще не завершено. Так что депутаты из других фракций, желающие к нам примкнуть, могут это сделать. Я думаю, что мы наберем 300 голосов. Мы умеем договариваться с партнерами. Нам доверяют, поскольку знают: Партия регионов умеет давать слово и отвечать за него.

    РГ | Как вы относитесь к утверждениям "оранжевых", называющих незаконным избрание Александра Мороза председателем Верховной рады?

    Янукович | Избрание Александра Мороза полностью легитимно. Он ранее работал председателем парламента, имеет большой опыт. Его называют компромиссным политиком, который общается со всем спектром Верховной рады. Парламент при нем способен работать и принимать законы. Законотворчество, а не политические дебаты - главная задача депутатов.

       Следим за ситуацией

    В Киеве начался новый революционный этап. "Оранжевые", "синие" и прочие политические силы строят свои городки протеста и устраивают митинги.

    На майдане Независимости разместилась сотня палаток организации "Пора", под Верховной радой - синие навесы Партии регионов, около здания президентской администрации - сине-желто-малиновые флаги Блока Юлии Тимошенко.

    Их собирался поддержать зять Юлии, английский рокер Шон Карры. Но со своей группой "Крикуны долины смерти" под президентским офисом он до сих пор так и не появился. Рокеры - люди ночные, дневные митинги в 30-градусную жару им не под силу. У них одежда не та - кожаные куртки с заклепками.

    Все протесты "оранжевых" сводились к одному: организаторы митингов не желают объединения пропрезидентской партии "Наша Украина" с "Антикризисной коалицией", созданной Партией регионов, коммунистами и социалистами. По словам спикера Верховной рады, лидера социалистов Александра Мороза, соглашение о создании широкого объединения готово на 99 процентов.

    Свое недовольство ходом парламентских переговоров выразил президент Виктор Ющенко. Во-первых, ему не нравится, что лидеры фракций заседают в президентском офисе.

    Во-вторых, он против попыток втянуть главу государства в парламентский переговорный процесс. "Я же не депутат!" - восклицает Ющенко. Но понимает - коалиционных баталий ему не избежать. "Я же не могу сказать, что не замечаю ситуации в парламенте и не понимаю, что Украине нужна стабильность".

    Ющенко призывает своих соратников договориться с "Антикризисной коалицией". Представлять на них президента поручено и. о. премьера главе фракции "Наша Украина" Юрию Еханурову. Но соратник главы государства экс-премьер Анатолий Кинах придерживается иного мнения.

    Он называет "Антикризисную коалицию" противоправной, сформированной с нарушением закона, выстроенной на основе предательства, а потому подлежащей скорому распаду. По словам Кинаха, который, как правило, "ретранслирует" мысли Ющенко, "Антикризисная коалиция" создает для государства слишком большие риски и не позволяет ему экономически развиваться.

    Члены "Антикризисной коалиции" решили запросить "помощь друга". В Москву срочно вылетел лидер украинских коммунистов Петр Симоненко. Его соратники намекают, что тот поехал на встречу с российским руководством.

    "Оранжевые" призывают Ющенко распустить Раду. Они говорят, что парламент нетрудоспособен. В то же время киевские политологи считают, что оснований для роспуска Рады не существует.

    "Конечно, президент способен помешать парламентскому большинству в течение месяца сформировать правительство. Тогда Ющенко сможет распустить Раду", - пояснил политолог Юрий Якименко.

    Его коллега Константин Бондаренко убежден: главная украинская проблема сегодня - недостаточно четко прописанная конституция. "Статьи, посвященные роспуску Рады, могут трактоваться по-разному.

    Этой трактовкой должен заниматься конституционный суд. Но эта структура в Украине не сформирована, а парламент не желает заниматься ее созданием".

    Поделиться