14.07.2006 00:00
    Рубрика:

    Как работают программы развития дорог на Дальнем Востоке?

    Неразвитость инфраструктуры тормозит развитие региона

    Камчатка заехала в тупик

    Через год Камчатская область и Корякия объединятся в Камчатский край. Но без дорог он не сможет стать единым регионом, а распадается на автономии.

    "Доводим до вашего сведения, что на дорогах, связывающих районы с областным центром, сложилась критическая обстановка, ставящая под угрозу безопасность пассажирских перевозок. Мы не имеем права при таком состоянии дорог подвергать опасности жизнь и здоровье пассажиров, пользующихся нашими услугами", — с таким заявлением обратились к губернатору Камчатской области директора местных автопредприятий. Заканчивалось оно предупреждением прекратить движение автобусов по междугородним маршрутам.

    Общая протяженность сети автодорог Камчатской области — всего 1404 километра, в том числе федеральной трассы — 38 километров. Но по объему ежегодно выполняемых ремонтных работ за 15 лет произошло снижение с 230 километров в год до 6! Неотложного ремонта требуют более 600 километров дорог.

    Их плохое состояние приводит к росту ДТП, гибели людей. Оно тормозит развитие отраслей местной экономики. Например, туризма.

    — Многие едут на Камчатку за экстримом. Но наши дороги для них слишком экстремальны, — считает Сергей Малков, который работает гидом-переводчиком уже десять лет. — Какой смысл развивать здесь очаги туризма, если до них невозможно доехать?

    — Возить туристов по Камчатке бывает просто стыдно, — поддерживает коллегу старший менеджер турагентства Марина Леу. — Они платят такие деньги, чтобы сюда приехать, а им за это вытрясают душу на дорогах. Бывали случаи, когда автобусы с иностранцами не доезжали до Эссо — иностранцы отказывались ехать дальше…

    Сейчас в дорожном хозяйстве области работают две основные организации. Одна — дирекция, другая — подрядчик, владеющая дорожно-строительной техникой и производственной базой по выпуску дорожно-строительных материалов. Кто их призовет к порядку? Сейчас этим должен заниматься Ространснадзор. Эта федеральная служба осуществляет контроль и надзор в сфере дорожного хозяйства.

    — Наказать — не проблема, — говорит начальник управления Ространснадзора по Камчатской области и КАО Анатолий Ежов. — А толку? Пока у дорожников нет должного финансирования, лучше работать они не станут...

    — Если проанализировать финансирование дорог по сравнению с другими отраслями, которые финансируются через бюджет, то здесь обстановка гораздо лучше, — считает вице-губернатор Камчатской области, председатель комитета по топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и ЖКХ Сергей Придворев. — Действительно, состояние дорог сейчас такое, что выделяемых бюджетом денег недостаточно. Но даже те средства, которые определены бюджетом, расходуются крайне нерационально.

    По мнению Сергея Григорьевича, главная причина в работе прежнего руководства дирекции: "К сожалению, она не стала полноценным хозяином дорог. Не было стратегии, тактики, видения перспектив. Дирекция практически устранилась от организации и контроля за этим делом, все скинула на подрядчиков, ограничиваясь только распределением финансов".

    Руководство дирекции уже сменили. Следующая задача — акционирование предприятия подрядчика. "Но под нашим контролем. Эта организация имеет колоссальное количество техники, прекрасную материальную базу. Мы все это должны сохранить, —подчеркнул Сергей Придворев.Оппоненты в лице дирекции предприятия-подрядчика возражают: местное дорожное хозяйство все еще живет при социализме, где есть только один монополист, диктующий условия. Будь их несколько, жизнь заставила бы их в условиях конкуренции выбрать самый оптимальный вариант работы и организации.

    Пути, которые не выбирают

    Плохое качество дорог в автомобилизированном Владивостоке — явление, за которое критиковалась каждая городская власть за последние несколько десятков лет. Когда в город хлынул поток подержанных "японок", состояние дорог стало объектом беспроигрышной критики на любых выборах.

    Хотя положение меняется, в крае построена дорога на Славянку, где была только грунтовка, расширено единственное шоссе, ведущее во Владивосток, в краевом центре появилось несколько развязок — и, пожалуй, только по этим трассам еще можно ездить. Дороги краевого назначения весьма добротные, хотя кое-где хотелось бы, чтобы они были пошире. Но вот дороги в городах Приморья, включая и сам Владивосток, критики не выдерживают.

    Это поразительно! Каждое лето на одних и тех же улицах Владивостока проходит капитальный либо ямочный ремонт, но хватает его лишь на несколько месяцев. Сделать раз и на десятилетие не пришло в голову ни одному градоначальнику. Без ежегодного муниципального заказа не остаются ни асфальтобетонные заводы, ни асфальтоукладчики. А работы эти трудоемки. Наконец, они "откатоемкие", чего уж тут скрывать. По откровению одного высокого краевого чиновника, в прошлом году в краевом центре была сорвана программа благоустройства, потому что с подрядчиков запросили аж 30 процентов "отката".

    В Приморье, оказывается, действует несколько программ по ремонту дорог. В прошлом году по программе "Ремонт автомобильных дорог и улиц муниципальных образований Приморского края" истрачено 80 миллионов рублей, по программе "О социальном развитии села", которая также предусматривает ремонт дорог, — еще 90 миллионов. По закону "О наказах избирателей" ремонт дорог осуществлялся по предложениям избирателей, наказы потянули на 118 миллионов рублей. Существует программа "Первоочередные мероприятия по сокращению аварийности в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах общего пользования Приморского края".

    Выполнение этих мероприятий так или иначе тоже предусматривает совершенствование дорожного полотна. Все деньги освоены, а жалоб на качество дорог меньше не стало…

    Средство от старости

    Почти на 100 миллионов рублей меньше, чем обычно, потратит в этом году на ремонт и содержание дорог Амурская область. Федеральный бюджет в три раза сократил размеры выделяемых субсидий. Дорожникам остается надеяться только на новые технологии, позволяющие практически на полвека увеличить жизнь автотрасс.

    Более четырех тысяч километров автодорог общего пользования нуждаются в постоянном внимании специалистов, в капитальном ремонте и реконструкции нуждаются 92 моста. С такими показателями Приамурье начало очередной сезон массированного наступления на бездорожье.

    В строй был введен новый участок трассы Благовещенск — Свободный в районе села Новинки. Это чуть ли не единственный сегодня объект, где появится сразу восемь километров свежего асфальта. Дорожные строители обкатывают здесь одно из своих ноу-хау (хотя этот способ известен дорожникам уже лет двадцать). Вместо гравийной основы под асфальт используют так называемый цементо-грунт. В идеале должна получиться восьмикилометровая монолитная плита, на которую впоследствии укладывают два слоя асфальта.

    — Лет на пятьдесят больше будет служить этот участок, по российским меркам получится вечная дорога, — отметил начальник участка Анатолий Жигалов. — Впервые мы обкатали этот способ год назад в Шимановском районе. Теперь из Хабаровска коллеги названивают, читинцы покоя не дают, просят поделиться опытом. В этом деле главное — строго соблюдать технологию.

    За пятнадцатисантиметровым слоем цементо-грунта ухаживают как за ребенком. Для укладки смеси приспособили гордость амурских дорожников — немецкий асфальтоукладчик. Следом идут поливальная машина и каток. В итоге получается невиданно ровная для Приамурья поверхность. Неделю укатанная смесь преет под специальной материей, как в пропарочной камере на железобетонном заводе. По свойствам конечный продукт не уступает железобетонным плитам.

    Помимо этого в районах уже начали поверхностную обработку черного покрытия битумом, смешанным с мелкой каменной крошкой. Еще один метод, широко применяемый на западе, был испытан при строительстве взлетно-посадочной полосы в благовещенском аэропорту. Перед укладкой асфальта грунт покрывается своеобразной арматурой или как ее еще называют геосеткой. Она позволяет автотрассе выдерживать большегрузные автомобили в два раза дольше обычных сроков. Особенно это актуально сейчас, когда в Благовещенске уже никого не удивляет появление шестидесятитонной фуры.

    Стратегические плюсы новых технологий станут ощутимы лишь через десятки лет, и то при условии постоянной денежной подпитки. Предложением дорожников увеличить транспортный налог хотя бы на два-три процента депутаты областного Совета заинтересовались, однако пока речи об этом на заседаниях комитетов не ведут. При наличии тридцати подрядных организаций и возможности одномоментно увеличить объемы работ в два раза дорожники ограничиваются латанием дыр, лишь изредка пополняя парк техники. Ежегодно на покупку новых машин выделяют 8-12 миллионов рублей. Когда весь мир оценивает ровность асфальта с помощью электроники и лазерных лучей, амурчане пользуются трехметровой деревянной линейкой.

    Кстати, в России до сих пор нет закона об автодорожном строительстве. Его проект бродит по кулуарам Госдумы с 1999 года.

    Зигзаг безопасности

    Началась реконструкция 170 километров федеральной трассы "Амур": Чита — Хабаровск. Дорога уйдет из поселков. В Еврейской автономной области обходные пути уже отсыпают.

    По словам заместителя начальника "Дальуправтодора" Анатолия Назарова, дорожная программа "По глубокому обходу населенных пунктов" рассчитана, прежде всего, на безаварийное движение. Она предусматривает до 2012 года провести освещение трассы.

    В целях безопасности дорога станет более извилистой. Новые ГОСТы запрещают прямые участки более пяти километров. Как утверждают специалисты, на ровной трассе свыше десяти километров — водитель от монотонной езды засыпает. Хотя сами дорожники утверждают, что на Дальнем Востоке они не припомнят прямых дорог.

    Кстати, тем, кто собирается поехать отдыхать в Приморье на личном транспорте, стоит принять к сведению, что на капитальный ремонт поставлены 52 километра дорожного полотна: участок федеральной трассы "Уссури" в районе села Кипарисово (Приморский край), дорога между городами Бикином и Вяземским (Хабаровский край), на трассе "Восток": Хабаровск — Находка заменят водосточную трубу на протоке Хонда у села Каменецк-Подольское (район им. Лазо), на трассе Хабаровск — Владивосток (Пожарский, Кировский и Спасский районы Приморского края) практически заново отстроят четыре мостовых переезда…

    Федеральная трасса будет отремонтирована в Приморском крае (район Лесозаводска — Уссурийска), на Сахалине (трасса Южно-Сахалинск — Холмск), на Камчатке (дорога Петропавловск-Камчатский — аэропорт Елизово), а также предстоит начать ремонт (почти километр) мостового перехода через реку Большая Уссурка недалеко от города Дальнереченска (Приморский край).

    Финансирование ремонтных работ, как отмечают дорожники, в этом году в пределах семидесяти процентов от нормативной потребности. Однако и нынешнего объема хватает с лихвой, так как подрядчики с трудом осваивают федеральные средства.

    По словам Анатолия Назарова, федеральному управлению автомобильных дорог "Дальний Восток" на капитальный и текущий ремонты дорог (в обслуживании управления 1527 километров) выделено более полумиллиарда рублей. Еще столько же выделено на содержание в надлежащем виде дорожного полотна. В этом году будут установлены более тысячи дорожных знаков с новым светоотражающим люминесцентным покрытием, а также недостающие барьерные ограждения (в первую очередь на аварийно-опасном участке дороги в районе поселка Бира Еврейской автономной области). На всех дорогах с асфальтовым покрытием (это не коснется Корякии и Чукотки, где на отдельных участках дорога с гравийным покрытием), будет нанесена дорожная разметка.

    Комментарий

    Камиль Исхаков,полномочный представитель президента РФ в ДФО:— Знакомство с ситуацией в транспортной отрасли Дальнего Востока у меня только началось, но я уже освоил новое для меня понятие, дающее характеристику Дальнего Востока. Здесь "вместо дорог — направления". В Казани, например, для зимней автопереправы через реку замораживают во льду троса, а на Дальнем Востоке автозимник — это привычный, хотя и опасный способ передвижения, причем не только через реки.