Специально для этого Мосгортранс в течение десяти дней проводил свое внутреннее исследование: на трех маршрутах городских автобусов они на время убрали ту самую "рогатину", преграждающую свободный вход пассажиров в салон. Но при этом сам электронный кондуктор оставили включенным, дабы посмотреть, можно ли рассчитывать на сознательность москвичей, которых еще с прошлого года обучали при помощи мини-шлагбаума платить за проезд.
- С помощью такого выборочного исследования мы попытаемся выяснить, эффективно или нет убирать препятствие рядом с электронным кондуктором, - пояснила начальник пресс-службы ГУП "Мосгортранс" Ольга Терно. - Для этого специалисты подсчитают, сколько пассажиров заплатило за каждую поездку, невзирая на отключенное "препятствие". Это станет ясно на днях, когда будут обработаны данные системы АСКП - автоматической системы контроля пассажиропотока.
Результаты покажут: сколько людей опускало билет безмолвному кондуктору, а сколько проходило мимо "зайцем". Если выяснится, что москвичи и гости столицы продолжат исправно платить за проезд, то, возможно, эксперимент продолжат и на других маршрутах. Однако есть и другая причина убирать турникеты: транспортники хотят посчитать, насколько быстро без всяких преград на пути в салон смогут заходить пассажиры в автобус, разумеется, честным способом, предварительно пропустив билет через чудо-технику у входа.
Идея провести такое исследование, как выяснилось, возникла не вдруг и не по просьбе трудящихся. Первым публично выступил с критикой "электронных кондукторов" мэр Москвы. Выступая в прямом эфире одного из столичных каналов, Юрий Лужков пообещал москвичам заменить имеющиеся турникеты новыми - более удобными. Неудивительно, что городских транспортников слова мэра сильно озадачили: только в конце апреля они завершили программу повсеместного внедрения в Москве таких умных устройств контроля пассажиров. Причем полк электронных кондукторов обошелся городу более чем в 40 миллионов долларов. При таком затратном положении дел убирать контролеров совсем как-то нелогично.
- Мы и не планируем делать столь резкие шаги, - заверят Терно. - Однако не исключено, что география исследования эффективности работы контролеров без каких-либо дополнительных препятствий для пассажиров расширится.
А что думают на этот счет сами москвичи, в конце концов им же ездить на общественном транспорте? Как выяснил корреспондент "РГ", проведя целый день в разных московских автобусах, народ и не думает безмолвствовать.
Начать свой независимый опрос я решила с водителей: все-таки они каждый день работают на пару с электронным кондуктором и лучше многих знают об их плюсах и минусах. На конечной станции автобусов в 5-м микрорайоне Теплого Стана интересуюсь у водителей, насколько привыкли они к своим электронным помощникам.
- Считаю, что "рогатины" надо снять: мало того, что стоишь по 15 минут на остановке, так еще и приходится следить, чтобы никто в задние двери не пролезал. Но турникет на работе все равно никогда не выключаю - не имею на это права, - рассказывает Сергей Семин.
Его коллега Юрий добавляет: "Свои плюсы у этой системы есть: "зайцев" стало меньше. Но от водителя тоже зависит, сколько "зайцев" проскочит. Лично я никому не даю заходить в задние двери, буду стоять на месте, пока не заплатят. Под турникетом не даю пролезать. Даже в час пик никогда не отключаю эту "рогатину": чем больше денег за билеты принесу, тем мне же лучше". В наш разговор вступает третий водитель: "Прежде чем эти штуки ставить, сначала надо было о русском менталитете подумать: ну не пойдет русский человек через "рогатину", если может под ней пролезть! А я за всеми уследить не смогу. Особенно сложно с пенсионерами: по полчаса у турникета ищут соцкарту, никому пройти не дают, а потом меня обвиняют в том, что "магнитка" у них не работает. Словом, водитель оказывается крайним".
Однако все водители сошлись в одном: народ за год привык к такой системе и не пытается, как год назад, массово атаковать "запретные" двери.
Доезжаю до метро "Юго-Западная". На остановке в ожидании автобуса замечаю девушку лет 18, разговорились - студентка: "Если раньше домой от университета добиралась за 20 минут, то сейчас приходится тратить все 40, и это все из-за того, что увеличилось время остановок. Правда, когда народу очень много, водители иногда открывают и задние двери. Но я в них никогда не прохожу, предпочитаю честно заплатить за проезд". Побольше бы таких честных студентов, думаю я, и пересаживаюсь на автобус N 130 - один из первых в Москве, где появились "рогатины". И здесь неожиданно слышу лестный отзыв об электрокондукторе от инженера Владимира Мироненко: "Мне нравится такая система. Пока, конечно, не все привыкли, но надо же когда-то начинать приучать людей к порядку. Уверен, пройдет еще несколько лет, и никто возмущаться уже не будет. Дисциплины нашему народу не хватает. Другой вопрос, что вот так, за одну секунду, людей перевоспитать не удастся. Зато порядок будет. Вот, например: сначала все толпой ломились в переднюю дверь, а сейчас люди, чтобы в автобус войти, в очередь становятся. Это показатель. Так что ни в коем случае отменять электронные кондукторы нельзя, а то будет как раньше: штурм автобуса".
Как же он выглядит этот типичный "заяц"? Ответ на свой вопрос я получила на остановке "Магазин "Лейпциг". В автобус через последнюю дверь пулей залетают пятеро мальчишек лет 13. Вот они - представители типичной категории безбилетников! На мой провокационный вопрос: отчего же с заднего хода, ухмыляются: "Ну если можно на халяву проехать, то зачем платить-то? Мы так постоянно ездим". "А когда "живые" кондукторы были, платили?" - интересуюсь я. "Ну да, там уже не отвертишься. Хотя, пока кассир до тебя дойдет, можно полпути проехать". Как выяснилось, даже "рогатиной" таких удальцов не возьмешь: к любой системе приноровятся.
Между тем
Всем хорош этот эксперимент. Одно плохо - проходит он практически под покровом тайны. Как выяснил наш опрос, мало кто из пассажиров тех самых экспериментальных маршрутов понял, что они стали участниками транспортного исследования. Люди рассудили просто: нет "рогатин", значит, кондуктор сломался.