На этот раз неожиданно для многих визитная карточка Фарнборо изменилась, упор сделан в первую очередь на гражданскую авиацию и мирный космос.
Центром российской экспозиции стал наш авиастроительный холдинг "Сухой". Боевые "сушки" в рекламе не нуждаются, а интерес к ним лишь подогрелся после того, как Венесуэла заявила о возможном переоснащении своих ВВС истребителями Су-30. Тем не менее в Фарнборо "сухие" предпринимают основные усилия для демонстрации своего гражданского самолета - регионального RRJ. На салоне впервые показывается его кабина, оборудованная реальной авионикой.
Также демонстрируется уникальный и практически готовый двигатель для перспективного семейства региональных пассажирских самолетов SaM146. Это совместный продукт российского "Сатурна" и французской "Снекмы". Двигатель сейчас проходит цикл стендовых испытаний и готовится к испытаниям на летающей лаборатории.
В Фарнборо впервые озвучено и новое имя российского регионального пассажирского самолета - "Сухой супер джет-100". Это непривычное нашему уху словарное образование переводится как 100-местный суперсамолет "Сухих". Короткого русского эквивалента заморскому названию пока нет.
Генеральный директор и генеральный конструктор фирмы "Сухого" Михаил Погосян аж светился, представляя свою новую гражданскую машину. И его радость понятна: интерес к будущему пассажирскому суперсамолету проявился буквально с первых часов работы салона. Его разработчики утверждают, что это первый авиационный продукт новой России, созданный "с нуля". Может, в том, что продукт этот мирный, есть свой, не до конца еще понятый нами сакральный смысл?
Уральский оптико-механический завод, традиционно работавший на оборонку, привез в Фарнборо действующий прототип современной малогабаритной системы оптического наблюдения. По словам руководителей завода, эта оптико-электронная система по ряду характеристик превосходит мировые аналоги и имеет все шансы завоевать доминирующее положение на рынке. Система опять же сугубо гражданская и предназначена в первую очередь для мониторинга экологической ситуации, а также для использования в целях защиты правопорядка.
Крупнейший европейский аэрокосмический концерн EADS также сделал упор на демонстрацию гражданской продукции. Несомненной звездой Фарнборо стал аэробус А-380, который считается самым большим пассажирским лайнером в мире.
Мирная сторона мирового авиапрома на авиасалоне в Великобритании представлена ярко. Однако не забыта и военная составляющая. Общее внимание привлек своеобразный самолет-вертолет с поворотным крылом - "Белл-Боинг В-22". Машина смотрится оригинально и вполне отвечает требованиям нового века.
Помимо гражданской техники наши показали и боевую новинку - Су-35 со "стеклянной" кабиной. Как сказал начальник отдела кабин ОКБ "Сухой" Игорь Лятерман, авионика, установленная на Су-35 и впервые показанная за рубежом, превосходит все существующие аналоги. Достаточно отметить, что информационное поле, отражающееся в кабине самого современного истребителя 5-го поколения - американского JSF, составляет 196 квадратных дюймов, а у Су-35 - 238 квадратных дюймов. Специалисту эти цифры скажут многое, а для простого человека это все равно что сравнивать панели приборов "Волги" и "Мерседеса".