А. Гордеев пояснил, что было два варианта реформирования - создание специализированного госстраховщика либо введение аккредитации для нескольких крупных компаний. Выбор был сделан в пользу второго варианта. "Надо провести конкурс и выбрать несколько крупных компаний, действующих на этом рынке, а не создавать специальную государственную компанию. Эту работу мы ведем, и я надеюсь, к следующему году ее завершим", - подчеркнул министр.
Еще одна из главных задач на будущий год, по мнению министра, - это вопрос расширения перечня сельхозпродукции, подлежащей льготному страхованию. По его мнению, "надо расширить этот перечень в растениеводстве: нужно внедрять эту систему и в садоводстве, и в виноградарстве".
Между тем виноградарские хозяйства и предприятия-переработчики этого сырья еще в июне направили правительству и Минсельхозу России коллективные предложения по развитию этой отрасли. Предварительно намечено рассмотреть их не позже августа 2006 года. Характерно, что в то же самое время 20 лет тому назад, в 1986 году, по всему СССР началась небезызвестная антиалкогольная кампания, губительные последствия которой и сегодня сказываются на "виноградной" отрасли всех постсоветских республик.
Предлагается, в частности, хотя бы временно отменить (вместо нынешних 5 - 11,5 процента) таможенные пошлины на виноматериалы из дальнего зарубежья, импортные комбайны по уборке и посадке винограда и на саженцы виноградной лозы высоких сортов (поступающие на 70-75 процентов из Южной Европы). Предложено также развивать отрасль в рамках федеральной долгосрочной целевой программы.
Упомянутые предложения обусловлены прежде всего последствиями событий 20-летней давности. В результате "антиалкогольной кампании" 1986-1988 годов, осуществленной методами освоения целины и кукурузовозделывания (1954-1962 годов), площадь виноградников в РСФСР к настоящему времени сократилась почти втрое, производство коньячного спирта упало в 5 раз; соков, компотов, сиропов и джемов из винограда сократилось (в целом) вчетверо; естественной (то есть виноградной) глюкозы - минимум втрое. Более существенные потери ощутили другие республики: например, Закавказье лишилось почти трети тамошних виноградников и примерно трети виноградоперерабатывающих мощностей, а в Молдавии (включая Приднестровье) эти потери достигли, соответственно, 40 и 45 процентов. Как сообщал "СОЮЗ", виноградники и "виноградные" предприятия сохранились в Белоруссии и Средней Азии.
Но за тот же период производство в РФ всевозможных винно-коньячных подделок увеличилось более чем в 8 раз, контрафактной водки - минимум в 12 раз, а безалкогольных виноградных изделий из "заморских" концентратов, в которых содержание натурального винограда едва достигает 15 процентов, - возросло более чем в 10 раз. Как отмечается в Международной энциклопедии "Виноградарство и виноделие" (Германия, Рейнланд-Пфальц, 2005 г.), пресловутая "борьба с алкоголизмом" во второй половине 1980-х годов фактически помогла не только становлению, но и постоянно растущим сверхдоходам бизнеса на алкогольных суррогатах, смертность от которых в нынешней России едва ли не максимальная в мире.
По экспертным оценкам, недавнее прекращение импорта вина и виноматериалов из Молдавии и Грузии сократило сырьевые запасы российских виноделов почти на треть. Одновременно отрасль стала наиболее пострадавшей из-за чрезвычайно морозной зимы. Максимальный ущерб нанесен виноградникам Анапо-Таманской зоны: от морозов, часто достигавших там 300 C, здесь пострадали до 45 процентов виноградников. А ущерб винодельческой отрасли оценивается только по Краснодарскому краю в 2 миллиарда рублей (в текущих ценах). Общий недобор урожая винограда в РФ оценивается экспертами российских минсельхоза и Научного института конъюнктурных исследований в 50 процентов, а по оценкам ФАО ООН, он достигнет 60-65 процентов.
По оценкам Северо-Кавказского (Краснодарского) зонального НИИ садоводства и виноградарства, другой "полюс" отраслевых проблем - выгорание (из-за жаркого влагодефицитного лета) или сжигание виноградной лозы сбора урожая стали с 1980-х годов традиционным бедствием на юге России. Но из каждой тонны выжигаемой лозы в воздух выделяется до 800 килограммов вредных выбросов. Очистка же площадей путем измельчения лозы с последующим внесением ее в почву в виде мульчи (естественного удобрения) не только более экономична и экологична, но и повышает продуктивность посевов. Ибо сжигание одной тонны лозы старого винограда ныне обходится в среднем в 371 рубль, а при измельчении затраты составляют 70 рублей за тонну. Однако хроническая нехватка техники и кадров не позволяет повсеместно использовать упомянутый способ использования отработанной лозы: его применение расширяется только в северокавказских республиках.
Что касается использования виноградоуборочной и посадочной техники в РФ, со второй половины 1970-х годов она почти исключительно западноевропейская, а с тех пор практически не обновлялась. Закупки же современной техники чрезвычайно дорогостоящие и возможны, по крайней мере, на начальном этапе только за счет государственного или местных бюджетов. Но в них такой импорт не заложен. Проекты же совместного с Украиной и Молдавией производства упомянутой техники в ближайшей перспективе вряд ли будут реализованы (хотя, по имеющейся информации, возможна "реанимация" аналогичного проекта с Узбекистаном). Вдобавок Россия и Украина до сих пор не ратифицировали соглашение 2004 года о распространении на юге РФ высокопродуктивных и морозоустойчивых сортов винограда из Крыма, а это тоже усиливает зависимость российского виноградарства и виноделия от дальнего зарубежья.
Тем временем виноградарские и садоводческие хозяйства Краснодарского края направили в середине июня в Минсельхоз России заявки на возмещение ущерба, причиненного отрасли морозами, в размере 2,1 миллиарда рублей. Более чем в 2,5 миллиарда оценивается аналогичный ущерб в Ставрополье, но большинство тамошних виноградарей пока не обращаются с аналогичными просьбами. По оценкам экспертов Краснодарской краевой администрации, существующая система возмещения ущерба не позволяет хозяйствам полностью вернуть деньги, затраченные на компенсацию всевозможных убытков или на восстановление виноградников. Ущерб же будет возмещаться из запланированных в федеральном бюджете средств, а от морозов пострадали не только кубанские земли и не только виноградники.