Российская газета | Дмитрий Вадимович, вы из когорты молодых губернаторов "новой волны", имеющих в послужном списке должности топ-менеджеров крупных успешных корпораций. Бизнес-планы, экономическая логика... Но губернатору дотационного, не самого благополучного региона не до таких тонкостей: надо заниматься тысячей мелочей и несуразностей и элементарно латать дыры. Трудно было перестроиться?
Дмитрий Зеленин | В общем-то, я был готов к этому, шока испытать не пришлось. Очень помог опыт работы в Госкомспорте. Да и в "Норникеле" я занимался, помимо прочего, финансовыми и бюджетными вопросами, взаимодействием с органами власти. Хозяйственные проблемы тоже были не в новинку - с этим приходилось сталкиваться в момент чрезвычайных ситуаций или когда предприятие по традиции оказывало помощь "своей" территории... Хотя, конечно, разница между управлением предприятием и регионом огромная. Сами методы (как формировать коллектив и создавать его, как распоряжаться финансами) схожи. Но мотивация у бизнеса и у исполнительной власти принципиально разная. У коммерческих предприятий цели четкие и понятные: либо рост прибыли, либо рост капитализации. А в госуправлении? Как вы четко сформулируете цель? Чтобы всем жилось хорошо? Но это скорее из области популистских лозунгов, а не реальных программ. И все-таки, как показал наш опыт, здесь тоже можно обозначить конкретные ориентиры. Так, в Тверской области - единственном регионе РФ - законодательно закреплена программа бюджетирования, ориентированная на конечный результат. Иными словами, в законе записано, что исполнительный орган власти должен добиваться конкретных результатов, иначе встает вопрос о его дееспособности. И эту программу мы развиваем дальше. К тому же надо понимать, что одними "управленческими методами" обойтись нельзя: нужна такая нематериальная, но крайне важная вещь, как доверие людей к тебе. Не прямых подчиненных, а всех - бюджетников, бизнесменов, простых жителей. Без этого ты обречен на провал.
РГ | И как же это доверие завоевать?
Зеленин | Если хочешь что-то изменить, скажем, в здравоохранении, то нереально это сделать просто "поворотом рычага". Даже пытаться не стоит. Сначала объясни людям, чего ты хочешь, и постарайся понять, готовы ли они к этому. Если да, их надо убедить. Но всегда приходится помнить, что у них зачастую собственная логика и совершенно другие задачи.
То же самое в экономике. Можно сколько угодно говорить о том, что ты поддерживаешь малый бизнес. Интервью давать, законы принимать. Но если люди не будут сами нуждаться в этих законах и просить помощи, если они не заинтересованы в развитии, ничего не произойдет.
РГ | А они, по-вашему, заинтересованы?
Зеленин | Сейчас, думаю, да. По крайней мере, я могу судить на примере нашей области, где в последнее время наблюдается рост валового регионального продукта и реальных доходов людей. После застоя прошлых лет это особенно хорошая тенденция. Открываются пусть небольшие, но активно развивающиеся предприятия. Всюду, куда приходит малый и средний бизнес, не говоря уж о крупном, экономическая ситуация сразу оживляется. Вот, например, есть в Тверской области отдаленный Жарковский район. Там проживает чуть больше 8 тысяч жителей. Но туда в 2004 году пришла крупная компания, известная всем по своей рекламе в Москве, открылся мебельный цех, где сейчас работает 800 человек. И будет больше - до тысячи. Кстати, хочу при случае пригласить в эти места спикера Совета Федерации Сергея Миронова - "малая родина" его отца и матери, село Новоселки, находится именно там.
Власть особенно часто ругают на стадии роста. Когда достигнуты первые успехи и хочется большего
Так вот, крупное предприятие "тянет" за собой и малый бизнес. В муниципальную казну поступает больше налогов, жизнь постепенно становится лучше - причем и в соседних районах, формально относящихся к Смоленской области, тоже. Но все это происходит не сразу. Требуется три-четыре года, чтобы подобный рост достиг заметных величин. Но, по крайней мере, за Жарковский район я в целом спокоен: рано или поздно инвесторы вытащат его из болота. А болото там есть и в буквальном смысле, прямо через него проходит железная дорога. И мы, кстати, эту территорию рассматриваем как перспективное место для развития "экологического туризма". Уникальная замкнутая экосистема: ничего туда не впадает, ничего не вытекает наружу, редкостное своеобразие.
РГ | А за прочие районы, города, поселки вы спокойны?
Зеленин | Все очень по-разному. У нас большая территория, вдвое больше московской, но плотность населения неравномерная. В основном люди тянулись поближе к большим трассам, которые проходят из Москвы на Ригу и Санкт-Петербург, ну еще и к дорогам на Ярославль или Калязин. Так продолжалось лет двести, и поэтому сейчас очень сильно чувствуется разница между населенными пунктами близ оживленных дорог и "глубинкой", где в деревне может быть пять - десять жителей, да и то порой лишь по документам. Когда Хрущев принимал известное решение о закрытии "неперспективных деревень", Тверская область тоже попала "под раздачу". А сейчас мы не соответствуем критериям минфина для социальной помощи регионам. Здесь важно число социальных учреждений, а у нас "слишком много" школ, хотя процентов 70 из них - сельские - малокомплектные. Обидно, потому что из-за этих бюрократических несостыковок дети не могут получить нормальное образование, не хватает квалифицированных учителей, врачей и т.д.
РГ | В чем-то решить проблему должна недавно разработанная в Тверской области программа привлечения русскоязычных мигрантов из стран СНГ. На какой стадии она находится?
Зеленин | Мы уже имеем рабочий вариант этой программы, который нуждается лишь в некоторых уточнениях и согласованиях. Точные цифры назвать пока трудно, однако мы всерьез рассчитываем на то, что в ближайшие годы в Тверскую область на постоянное место жительства удастся пригласить около десяти тысяч человек. Дело в том, что для таких областей, как наша, проблема миграции стоит совершенно иначе, чем для мегаполисов. Для того чтобы решить проблемы миграции в крупных городах, надо всего лишь принять нормальные федеральные законы и вывести этих людей "из подполья", чтобы они платили налоги и пользовались всеми положенными правами. А нам в регионе не обойтись без специальных программ, на которые требуются немалые средства.
Моя задача как губернатора - чтобы для каждого района была разработана собственная программа социально-экономического развития. Я и сейчас могу вам про каждый район подробно рассказать - сколько там предприятий, сколько, например, в Торопецком районе или в каком-то другом потребуется рабочих рук...
РГ | Знаете, пока мы с вами разговариваем, как раз из Торопца позвонила наша читательница. Ее волнуют более приземленные проблемы. То, что дрова очень дорогие, улицы грязные и неизвестно когда до них дотянут газопровод...
Зеленин | Дрова там действительно дорогие. Не потому, что вдруг подорожали, а из-за того, что они изначально продавались по высоким ценам. Проблема здесь вот в чем. По закону семья не должна тратить на оплату ЖКХ больше 22 процентов своего дохода. У нас есть программа жилищных субсидий, которая позволяет компенсировать лишние затраты. Но если в городе нет предприятия, которое продает эти самые дрова, и приходится обращаться к частникам, значит, у жителей нет и необходимых чеков, которые они могут представить в органы социальной поддержки. Выход понятный. В каждом муниципальном образовании должна быть организация, которая занимается поставкой дров. Причем власть должна бороться за то, чтобы на этом рынке не было "местных монополистов", чтобы развивалась конкуренция, проводились тендеры. Казалось бы, сам предмет обсуждения до предела прост: дрова и есть дрова, распилил их - и в печку. Но даже он обрастает массой сложных вопросов. Что касается мусора - беды примерно те же. Районы, особенно отдаленные, живут бедно. Бюджеты скудные, большую часть средств выделает область. Задача в том, чтобы в этих местах появились предприятия, которые могли бы платить налоги и наполнять местную казну. И в Торопце, кстати, такие предприятия уже появились - они изготавливают пластиковые пакеты и прочую подобную продукцию. В этот район (зная, что там есть квалифицированная рабочая сила) уже переехали два предприятия из Москвы и Московской области еще до того, как область в 2005 году приняла закон о введении соответствующих налоговых льгот.
Кстати, недалеко от Торопца есть и биосферный заповедник, где работает всемирно известный ученый-биолог Пажитнов. Там работает единственная в России ферма, на которой выращивают медвежат, оставшихся без матери, и выпускают обратно в живую природу. Уникальное место. Настоящая среднерусская тайга.
РГ | А стоит ли надеяться жителям таких вот медвежьих углов, что к ним тоже когда-нибудь проведут газ?
Зеленин | Мы активно сотрудничаем с "Газпромом", и с 2004 года уже удалось многое сделать. Сама по себе программа газификации России, которую сейчас называют пятым, или "квазинациональным", приоритетным проектом, предусматривает федеральную и региональную части: магистральные газопроводы, межпоселковые сети и трубы непосредственно в поселках. Сейчас подготовлена программа "Межрегионгаза" по межпоселковым сетям. Из выделенных на всю Россию на 3 года 35 миллиардов рублей Тверской области отведено только на 2006 г. 770 миллионов. К этому добавится приблизительно 1 миллиард 100 тысяч областных денег. Котельные будут строить предприятия ЖКХ. К сожалению, эта программа ближайшие три года пока не коснется Торопца. Но жители области знают: магистральный газ уже ведут на Осташков и прокладку трубопровода планируется закончить к 2007 году. Мы намерены "пробивать" еще один проект - газопровод на Нелидово, откуда трубы пойдут и в межпоселковые сети. Но здесь мы ждем инвестиций "Газпрома", работа займет года четыре-пять.
РГ | Ваш коллега и по прежней работе, и по губернаторской части Александр Хлопонин ратует за создание свободных экономических зон, технопарков и т.п. Понятно, что Тверскую область с Красноярским краем сравнивать трудно, но и вы выдвинули собственный проект - создание вокруг озера Селигер свободной зоны рекреационного типа (проще говоря, туристической). Есть ли еще какие-либо идеи подобного рода?
Зеленин | Мы подавали заявки на создание и технопарков, и промзон еще в прошлом году, но, к сожалению, конкурс выиграть не смогли. Однако идеи не похоронены, и эти зоны мы все равно развиваем. К нам даже переходят некоторые резиденты из других регионов. Так, например, в Редкине подготовлены коммуникации для такой промышленной зоны, где уже начинается размещение семи предприятий, в основном зарубежных. Другие площадки - тоже в процессе разработки, под них есть ряд инвестиционных проектов. Что же касается самой Твери, то этот город, по нашему мнению, имеет шанс стать центром развития IT-технологий. Количество программистов на душу населения в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века на оборонных предприятиях бывшего Калинина было больше, чем где бы то ни было в стране. Это преимущество у Твери осталось, уже создан и успешно работает IT-бизнес-инкубатор, размещено в городе четыре крупных колл-центра, скоро откроется и пятый. В общей сложности это около тысячи рабочих мест, куда привлекается квалифицированная молодежь. А ведь это автоматически означает развитие ипотеки.
РГ | Как ни крути, но Тверская область - регион дотационный, и это накладывает отпечаток на все программы развития. Какие реальные цели вы перед собой ставите?
Зеленин | Тверскую область, к сожалению, никогда нельзя было назвать "финансово благополучным" регионом. По уровню дотационности мы в России на 45-47-м месте. И хотя темпы роста областной экономики сегодня выше среднероссийских, вряд ли в ближайшее время станем двадцатыми - двадцать пятыми. Вопрос в том, чтобы как можно скорее преодолеть хотя бы десяток ступеней вверх. Многое зависит и от федеральной политики в области межбюджетных отношений. Если она будет скорректирована, то, возможно, и мы станем побогаче. Кстати, некоторый оптимизм внушили итоги недавно прошедшего президиума Госсовета под председательством президента. В докладе министра финансов прозвучал очень важный тезис: Москва будет "усиливать мотивацию" тех регионов, которые наращивают свой налоговый потенциал. Раньше весь подобный прирост, достигнутый в текущем году, на следующий год "не считался". Теперь заработанное останется региону, если достигнутые показатели выше средних по России. Для Тверской области это очень важно, потому что за два года мы существенно улучшили собираемость налогов. Активно работает комиссия по налоговой дисциплине во главе с одним из заместителей губернатора. К ее деятельности подключены правоохранительные и налоговые органы, и неплательщиков мы не стесняемся вызывать "на ковер". Половина на разбирательство не являются, а предпочитают предварительно гасить все свои долги перед бюджетом.
РГ | Боятся?
Зеленин | Скорее - уважают. Тем более что никто лишнего не требует: будь добр отдай государству то, что положено по закону.
РГ | А какие отрасли должны в первую очередь дать казне эти налоги и сыграть роль "точек роста"?
Зеленин | Самым перспективным в Тверской области по-прежнему остается машиностроение. Сейчас достаточно хорошо чувствуют себя не только крупные предприятия этой отрасли вроде Тверского вагоностроительного завода или "Тверского экскаватора", но и мелкие, малые предприятия. Вторая сфера, с которой мы связываем большие надежды, - пищевая промышленность. Она демонстрирует в год примерно 30-процентный рост, в нее идут инвестиции. Так, например, недавно была обнародована информация о том, что финский концерн Fazer купил "Волжского пекаря". Недавно планы установки новой линии по розливу воды и прохладительных напитков презентовал "Хэппилэнд". Хорошо развивается химическая промышленность, хотя большой доли в общем объеме валового регионального продукта она и не занимает. Активно помогаем лесной отрасли и деревообработке. А что касается "точек роста", то в первую очередь мы обращаем внимание на то, чтобы все существующие предприятия были уверены в будущем, могли инвестировать прибыль в собственное развитие и, что немаловажно, свои дополнительные производства размещали тоже в Тверской области. Это удается. Например, Тверской вагоностроительный завод за три года удвоил объемы производства. То же касается "Тверского экскаватора", предприятий химической отрасли, производства пластмасс и т.д. В области уже действует закон, согласно которому субсидируется процентная ставка по инвестициям в модернизацию производства. Под его действие, правда, подпадают не все предприятия, но положительную роль он играет хотя бы потому, что бизнес "видит тенденцию" и ведет себя соответственно.
Кроме того, чтобы загрузить уже имеющиеся производственные мощности и поддержать областные предприятия системой льгот, мы планируем создать и абсолютно новые производства. В будущие промзоны мы привлекаем прежде всего зарубежных инвесторов. Это позволяет не только поднять общую "культуру предпринимательства", но и загрузить мощности малого бизнеса, работающего в области.
Ну и, естественно, отдельное направление - развитие сельского хозяйства. Но здесь важно в первую очередь приостановить тот спад, который характерен в целом для России, а для нашей губернии - особенно. Тверская область - это "зона рискованного земледелия" со всеми вытекающими последствиями. Область выделяет много средств в качестве дотаций для производства льна и на нужды животноводства.
РГ | Вы почему-то не назвали в качестве приоритетов дорожное строительство, хотя через вашу территорию планируется проложить новую федеральную платную автотрассу. Что от этого получит регион?
Зеленин | Строительство автотрассы Москва - Санкт-Петербург - проект федерального значения. Но и Тверской области он, безусловно, во благо. Сейчас трассы, особенно Москва - Рига, в ужаснейшем состоянии. Весной там просто не проехать. Как машины попадают в уже упоминавшийся Торопец, мне вообще непонятно. Нашим дорогам без капремонта не обойтись. Что же касается новой платной трассы от Москвы до Санкт-Петербурга, то, естественно, от этого автобана не будет ответвлений ко всем населенным пунктам области. Но можно гарантировать, что на каждом участке, где трасса пересечется с уже имеющимися дорогами, начнет развиваться бизнес. Кроме того, мы сейчас добиваемся, чтобы трасса прошла недалеко от наших исторических мест, знаменитых церквей, памятников культуры: это даст дополнительный стимул к развитию туризма. Так, например, наверняка будет принято решение о том, что трасса обогнет город Тверь с севера и пройдет мимо Оршинского монастыря...
Строительство трассы подтолкнет в развитии и сравнительно новую, но крайне перспективную для нас отрасль - логистику. В Тверской области уже действуют логистические центры - например, недавно ставший известным интернет-магазин открыл у нас свой Центр посылочной торговли. Немецкие партнеры в ближайшее время начнут строительство еще одного - в расчете на автодилеров. Планируем создать авиационный узел на базе Мигаловского аэропорта, который сейчас работает и как военный, и как гражданский транспортный аэродром. И, естественно, прямо зависит от состояния дорог туристическая отрасль. В этой сфере мы тоже планируем многое, в том числе строительство гостиниц, подготовку кадров непосредственно в Твери, в Нелидове, в Осташкове, развитие малого бизнеса, строительство автозаправок и мотелей, программы для любителей экологического туризма и т.д. Ближайшие планы - коттеджные поселки в Конаковском, Зубцовском районе, Калязинском, Кимрском районе, в Торжке, вдоль Волги.
РГ | А к Ниловой пустыни, знаменитому селигерскому монастырю добраться станет легче?
Зеленин | Нилова пустынь - особый случай. Это памятник федерального значения, и денег, которые выделяются на ее реставрацию, катастрофически не хватает. Мы выделили 4 миллиона, Москва - семь, есть ряд внебюджетных источников, но все равно это капля в море для монастыря, который в дореволюционные времена порой принимал несколько десятков тысяч паломников не в год, а в день какого-либо большого церковного праздника. Надеюсь, что развитие Селигера как свободной экономической зоны рекреационного типа поможет и Ниловой пустыни.
РГ | Мало найдется противников развития туризма, особенно "экологического", как на Селигере. Но вот к строительству новых энергоблоков атомных станций претензий у общественности гораздо больше. Однако вы эти проекты тоже активно лоббируете. Недавно было подписано соглашение с минатомом, в печати упоминалась сумма контракта в миллиард рублей...
Зеленин | Да, и считаю, что это правильно. Никаких противоречий нет: современная атомная энергетика - это прежде всего повышенное внимание к экологии. Не только из-за повышенных мер безопасности при постройке новых АЭС. Но и потому, что переход на новые виды энергии уменьшает количество вредных выбросов от сжигания угля, мазута или от массового печного топлива. К тому же на Калининской АЭС энергоблоки иного поколения, чем в печальной памяти Чернобыле. Современная технология позволяет быть уверенным в том, что и люди, и природа надежно защищены. Радиационный фон вокруг этих АЭС намного ниже нормы.
Люди должны сами увидеть: взяточничество безнаказанным не остается
В экономическом же плане развитие атомной энергетики даст региону столь нужные ему рабочие места, мы будем задействовать имеющиеся в Тверской области строительные мощности и обезопасим себя в условиях роста экономики от энергодефицита.
РГ | Дмитрий Вадимович, и снова звонок от читателя. Человек говорит, что под предлогом "эрозии берега" людей выселяют из деревень вдоль Волги и отдают эти участки под строительство коттеджей. Что вы об этом скажете?
Зеленин | Фактов незаконного переселения, по моим данным, нет. Единичные случаи, когда люди сами продавали свои дома и небольшие участки - уж точно не "насильное выселение". А вот эрозия берега - да, это проблема. Здесь сказались недочеты федерального законодательства. До 1 января 2005 года водный налог собирался в регионе и благодаря этому действовали программы по водоохране, по предотвращению осыпей и т.д. Сейчас на это у нас денег нет, а Федерация тоже не может их ассигновать, потому что "нет проекта". И если раньше мы на эти цели осваивали около 250 миллионов рублей, то с 1 января 2005 года Федерация ассигнует не больше 20-30 миллионов.
РГ | К сожалению, этот читательский вопрос еще раз демонстрирует: доверие граждан к власти не слишком велико. И основания к тому есть. В Тверской области тоже недавно разразились коррупционные скандалы вокруг взяточников - депутатов Тверской городской Думы и мэра Твери, не считая более мелких сошек. Вы как губернатор в состоянии эту стихию хоть немного обуздать?
Зеленин | Коррупция была и есть во всех странах. Даже в Китае, где за подобные преступления расстреливают. Поэтому приходится быть реалистами и говорить не об искоренении, а об уменьшении коррупции, о противодействии подобной практике. На мой взгляд, на самом верху областной вертикали власти сейчас зарождается четкая система, позволяющая это сделать. Дело не только в законах и подзаконных актах, но и в том, чтобы люди увидели: взяточничество безнаказанным не остается. Нормальная государственная работа. Только долгая и не самая простая. Требуется создать четкую процедуру, по которой человек или юридическое лицо могли поверх бюрократических барьеров добраться до самого верха и изложить свою точку зрения. У нас действует комиссия по снятию административных барьеров при администрации области. Кстати, в половине случаев выясняется, что неправы коммерсанты, слишком вольно трактующие закон в свою пользу, а не "проклятые чиновники". Но в любом случае неправильно, когда шум поднимается только вокруг чьей-либо посадки на нары, но не обсуждается сам механизм предотвращения подобных злоупотреблений.
РГ | А что тут должно обсуждаться?
Зеленин | Да, например, антикоррупционная диагностика законодательства или система государственных торгов и тендеров. Схемы расходования федерального и регионального бюджетов. Системы построения и разделения полномочий властей, контрольных и надзорных функций. Наконец, деятельность общественных организаций и политических партий, которые должны играть ключевую роль в создании системы прозрачной и открытой власти.
РГ | Скажите, а в области "большой политики" вам не хочется перенять опыт целого ряда регионов и объединиться с кем-нибудь из соседей?
Зеленин | Нет, в Центральном федеральном округе это лишено смысла. Мы в рамках 131-го закона укрупнили разве что некоторые муниципальные округа, да и то внутри уже существующих границ районов. С губернаторами областей, входящих в ЦФО, мы встречаемся довольно часто. На мой взгляд, это общение выстроено максимально четко и гармонично, во многом благодаря полпреду президента Георгию Полтавченко. Регионы, естественно, в чем-то конкурируют, в чем-то сотрудничают, но в одном вопросе есть полное общее согласие: бессмысленно что-то объединять, если это не улучшает экономическую ситуацию. Это имеет смысл, только когда у сливающихся регионов разные уровни благосостояния и есть шанс, что аутсайдера удастся таким образом вытянуть наверх. Но в ЦФО мы все примерно в одном положении, и резона для укрупнения нет.
РГ | Помните, вы упоминали болото в Жарковском районе - ни притока извне, ни оттока наружу. Вам не кажется, что во многом провинциальная жизнь очень напоминает эту "экосистему"? Может, ее тоже стоит сохранить во всей уникальности и не бередить ни экономическими новациями, ни политическими процессами вроде приближающихся выборов?
Зеленин | Если мы говорим об обществе, где граждане равнодушны к политике и им "ничего не надо", то, конечно, ничего хорошего в этом нет. Но в России ситуация несколько иная. У нас, по-моему, люди собственным примером иллюстрируют закон, выведенный одним французским философом: власть больше всего ругают на стадии роста, когда она только начинает добиваться первых успехов и граждане ждут от нее большего. В период застоя или падения ее критикуют куда меньше. Сейчас наша экономика растет, и нужно лишь некоторое время, чтобы люди ощутили на себе эти изменения к лучшему. Что же касается выборов, то я уверен: в отличие от прежних кампаний у власти и у партии власти (членом которой я тоже являюсь) наконец-то появилась возможность работать "на позитиве" и свои программы на будущее иллюстрировать теми несомненными успехами, которые уже достигнуты. Хотя, безусловно, предстоит сделать гораздо больше, и гражданское общество власти никогда не даст об этом забыть. Вот и хорошо, что не даст.