19.07.2006 01:00
    Поделиться

    Рособрнадзор: Плата за обучение в негосударственных вузах не должна быть менее 1 тысячи у.е.

    Как не попасть на удочку вуза-халтурщика

    Российская газета | Прошла очередная проверка вузов на соответствие государственным требованиям. Можете назвать тех, кого накажут?

    Елена Геворкян | В Рособрнадзоре есть перечень всех лицензированных и аккредитованных вузов и филиалов. Если лицензия приостанавливается, изымается или что-то происходит со свидетельством об аккредитации, в течение трех дней эта информация выставляется на наш сайт.

    РГ | Как надо провиниться вузу, чтобы у него отняли лицензию?

    Геворкян | Изъять ее можно только по решению суда. Рособрнадзор может лишь приостановить действие лицензии за нарушение лицензионных нормативов. Например, если вуз набрал студентов больше, чем записано в этом документе. Не хватает преподавателей - кандидатов и докторов наук или педагогов, которые обладают профильным образованием именно по тем дисциплинам, которые читают. Нет лабораторий, библиотек, компьютеров.

    Но даже если лицензия приостановлена - это не трагедия. Вузу дается полгода, чтобы он навел у себя порядок. Принимая решение, Рособрнадзор прежде всего думает о защите тех, кто уже учится в горе-вузе. Мы подаем в суд только в крайних случаях.

    РГ | Проверяя вузы, вы оцениваете знания самих студентов?

    Геворкян | В течение года шел эксперимент по интернет-тестированию студентов вторых-третьих курсов.

    РГ | Вузы шли на это добровольно?

    Геворкян | У нас договоренность, что результаты проверки станут достоянием общественности, только если вуз сам этого захочет. Прежде всего такие замеры знаний нужны самим учебным заведениям. Кстати, для студента эта проверка не имела никаких последствий. Больше волновались преподаватели, ведь выяснилось, чему они не доучили. Единственное, о чем Рособрнадзор просил вузы, - не приглашать на тестирование одних отличников.

    РГ | Как застраховать себя от получения через пять лет негосударственной "корочки"?

    Геворкян | По первому требованию в приемной комиссии вам обязаны показать лицензию. Важно, чтобы на момент поступления она была действующей, а в приложении к ней среди прочих значилась и та специальность, на которую вы поступаете.

    Что же касается негосударственных вузов, то нужно ознакомиться еще и со свидетельством о государственной аккредитации. Причем к красивому бланку, который вам с удовольствием покажут, тоже должно быть приложение, где есть перечень программ. Проверьте, есть ли среди них та, по которой вы хотели бы учиться. К слову, это особенно актуально для юношей, которые надеются воспользоваться отсрочкой от армии. В государственных же вузах программы, обеспечивающие отсрочки, перечислены в лицензии. В этом есть некоторая недоработка в нашем законодательстве. Обратите внимание на этот нюанс: в госвузах отсрочка предоставляется для студентов очной формы обучения по лицензированным специальностям, а в негосударственных - только по аккредитованным.

    Дальше очередь за договором на оказание образовательных услуг. В нем, к примеру, обязательно должен быть раздел о форсмажорных ситуациях. В частности, указано, какие обязательства берет на себя вуз, если у него будет приостановлено действие свидетельства о госаккредитации. В такой ситуации он может пообещать (в договоре!) вернуть средства за обучение или перевести студента в другое учебное заведение, с которым у него соглашение. Тоже касается случаев, когда изымается лицензия.

    РГ | К каким специальностям больше всего претензий у аккредитационной коллегии?

    Геворкян | Это специальности в области экономики, управления и права. С 1992 года вузы открыли множество филиалов и нетрадиционных для себя специальностей. Количество студентов в них увеличилось в десятки раз, а число преподавателей высшей квалификации - лишь на несколько процентов. Хотя есть здесь и приятные исключения. В МВТУ на юридическом факультете готовят студентов очень хорошо. Аура элитного учебного заведения не позволяет сильно снижать планку образования даже на непрофильных факультетах.

    РГ | Обеспечение книгами и другими пособиями специально оговаривается в договоре или это обязанность любого вуза и филиала?

    Геворкян | В библиотеке вуза, конечно, должен быть полный набор литературы, положенный по государственному образовательному стандарту. Если там недостаточно учебников, чтобы раздать каждому студенту, то вуз, подчеркиваю, обязан обеспечить другие формы доступа к информационным источникам. То же самое касается и филиалов.

    РГ | Если бумаги вуза в порядке, что еще может насторожить абитуриента и его родителей, выбравших малоизвестный вуз?

    Геворкян | На мой взгляд, слишком низкая плата. Надо понимать, что дешевым качественное не бывает. Мы просчитывали среднюю стоимость обучения в государственных вузах гуманитарного профиля в Москве. Минимальная оплата за год - не меньше тысячи-полутора тысяч в условных единицах. Зарплата преподавателям, учебники, лаборатории, аренда помещений - на все это нужны деньги. За небольшую сумму можно купить разве что дипломные "корочки", но никак не хорошее образование.

    РГ | Особенно много претензий по качеству обучения к филиалам вузов. У некоторых учебных заведений "дочерних фирм" больше, чем бюджетных мест...

    Геворкян | Я бы не стала однозначно оценивать это явление, ведь есть вузы, которые используют только дистанционные технологии обучения. К примеру, в Современной гуманитарной академии около 200 филиалов. Что касается классического преподавания, то есть у нас вузы, где по 20-30 филиалов. К качеству образования в них у нас, конечно, есть вопросы. Даже управлять такой разветвленной системой филиалов трудно. Ректоров таких учебных заведений мы вызываем на коллегию и просим объясниться.

    РГ | Справедливо ли, на ваш взгляд, что выпускники филиалов, которые иногда и в глаза не видели преподавателей базового вуза, получают такой же диплом, как и те, кто вкусил все тяготы очного обучения?

    Геворкян | Качество обучения везде разное. При этом на выходе все получают солидный государственный диплом. Такая ситуация не устраивает прежде всего ведущие российские вузы. Поэтому в Рособрнадзор поступают предложения отменить дипломы государственного образца и выдавать каждому вузу свои дипломы. Это вопрос пока дискуссионный. Впрочем, уровень образования разный еще и потому, что государственная аккредитация и стандарт - это тот минимум требований, которые вуз должен обеспечить. А все остальное - это традиции вуза, его научные школы, преподаватели. Такие вещи быстро не наживешь.

    РГ | Принимают ли участие в выставлении оценок вузам те, кто берет выпускников на работу?

    Геворкян | Работодатели очень заинтересованы в получении качественного выпускника. Поэтому Рособрнадзор потихоньку начинает привлекать предпринимателей к оценке качества образования. Только один пример. В 80 процентах вузов государственные аттестационные комиссии возглавляют представители работодателей.

    РГ | Далеко не каждый университет, а их у нас сейчас очень много, соответствует этому статусу. Вы собираетесь навести порядок в этой сфере?

    Геворкян | Вы правы: в конце прошлого века, когда был бум университетов, кому-то это досталось не по заслугам. Но вузы развиваются. И те, кто вызывал сомнения 10 лет назад, подтянулись. Сейчас требования к вузам ужесточились. За два-три последних года тех, кто повысил свой статус, считаные единицы.

    РГ | Назовите самый молодой российский университет.

    Геворкян | Буквально на днях Казанская государственная сельскохозяйственная академия стала университетом.

    Советы абитуриенту

    В приемной комиссии обязательно потребуй:

    лицензию вуза на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации вуза по выбранному направлению подготовки;

    Устав вуза и правила приема;

    Положения о Приемной комиссии и Апелляционной комиссии.

    Во время вступительного экзамена не забудь:

    сделать копию документа, на котором фиксируются день проведения вступительного испытания, Ф.И.О. преподавателей, принимавших экзамен, оценки;

    занести на экзаменационный лист номер билета и те вопросы, которые он содержит;

    четко записать на экзаменационном листе свой ответ, поскольку только его содержание принимается во внимание при рассмотрении апелляции;

    фиксировать на экзаменационном листе все вопросы экзаменаторов как по ходу ответа, так и дополнительные (это поможет в случае апелляции подтвердить, что на экзамене преподаватель вышел за рамки школьной программы и темы билета).

    Апелляцию подавать нужно секретарю приемной комиссии в двух экземплярах, причем зарегистрированную копию оставить у себя. Апелляция составляется только от имени абитуриента.

    Поделиться