Новое имя российского регионального самолета отражает ориентацию на международные рынки сбыта. И это уже не пустая мечта отечественных машиностроителей, а реальный план, подкрепленный участием иностранных партнеров.
Ранее итальянская компания Alenia Aeronautica, входящая в группу компаний Finmeccanica SpA (крупнейший машиностроительный концерн Европы) заключила предварительное соглашение с "Гражданскими самолетами "Сухого" о совместном участии в реализации этого проекта.
Попытка отечественного металлургического гиганта "Северстали" создать альянс с европейским концерном "Акселор" была почему-то воспринята своеобразной "черной меткой" едва ли не всей российской промышленности. Не хотят, мол, пускать нас в мировой клуб избранных промышленников. И быть нам на вечных задворках европейской цивилизации, несмотря на миллиардные состояния доморощенных хозяев заводов и пароходов.
А может быть, не все уж так и печально? Может быть, причины не только в заговорах неких темных сил, но и в отсутствии порой продукта, который действительно интересен мировому рынку?
Руководство "Гражданских самолетов "Сухого" к олигархам никак не отнесешь. Люди более чем скромные как в доходах, так и в общении, да и продукцию, которую они предлагают, простой в реализации никак не назовешь. Это не нефть, не драгоценные камни, не золото. Это то, в чем совершенно объективно овеществляется высший технический интеллект любого государства - самолеты. И тем не менее именно гражданский проект фирмы, известной разработкой лучших в мире боевых самолетов, вызвал неподдельный интерес на мировом рынке и вполне положительную реакцию мирового авиационного сообщества.
Когда в середине девяностых годов прошлого века в ОКБ имени П.О.Сухого публично заявили о намерении спроектировать, построить и продать(!) принципиально новый для России гражданский авиалайнер, мало кто воспринял это всерьез. Говорили: проектирование гражданской авиатехники в корне отличается от военной, поэтому вряд ли у "сухих" получится что-то конкурентоспособное. Даже если получится, то продать свой продукт они все равно сами не смогут, а "Рособоронэкспорт", продвигавший истребители Су-27 и Су-30, реализацией гражданской продукции не занимается. В общем, прогнозы у проекта были самые пессимистические.
Однако те, кто взялся под руководством генерального конструктора ОКБ и генерального директора холдинга "Сухой" Михаила Погосяна осуществить гражданский проект нового регионального самолета, оказались не просто амбициозными людьми, но и по-настоящему талантливыми конструкторами, технологами и топ-менеджерами по самым различным направлениям, в том числе - по маркетингу.
Необычность проекта "сухих" изначально проявилась во всем. От нерусского названия своего продукта - SuperJet100, до самой широкой международной кооперации. Для реализации проекта было создано специальное подразделение "Гражданские самолеты "Сухого". К проектированию привлекли не только свои "боевые" кадры, но и конструкторов, ранее занимавшихся созданием знаменитых пассажирских "Ильюшиных" и "Туполевых".
Французы разрешили доработать под российский проект один из своих наиболее перспективных авиадвигателей. Авионика комплектовалась на базе лучших мировых достижений. Впервые в отечественном самолетостроении SuperJet100 проектировался исключительно по компьютерным технологиям. Ни ватманских листов, ни калек, ни синек...
И одна существенная деталь, важность которой многие наши промышленники, мечтающие о мировом рынке, недооценивают. Еще только зарождалась сама концепция регионального авиалайнера, а гонцы ГСС активно искали будущих партнеров и потенциальных покупателей как внутри России, так и за ее пределами.
Именно комплексный подход к реализации своего проекта и атакующий стиль работы обеспечили мировое признание SuperJet100 и, в частности, наметившееся стратегическое сотрудничество итальянцев и россиян в сфере самых высоких технологий. Впрочем, никакой напор и никакие посулы не дали бы достигнутых на сегодняшний день результатов, если бы не было привлекательного рыночного продукта. А продуктом таким стал пассажирский авиалайнер от "Сухого".
Соглашение между ЗАО "Гражданские самолеты "Сухого" и Alenia Aeronautica предусматривает, в частности, следующее: Alenia приобретет долю в уставном капитале ЗАО ГСС в размере не менее 25%+1 акция; примет участие в финансировании проекта SuperJet100 в соответствии со своей долей уставного капитала; примет участие в снижении себестоимости самолета и в программе его сертификации на западных рынках; будет создано совместное предприятие в Западной Европе для продаж и послепродажного обслуживания SuperJet100 на международном рынке.
Как сообщается, Alenia Aeronautica намерена привлечь в совместную программу средства госбюджета Италии, что является дополнительным свидетельством серьезности намерений итальянского партнера и выводит программу на самый высокий уровень межправительственных договоренностей Италии и России.
Заместитель гендиректора по стратегическому развитию АХК "Сухой" Дмитрий Маценов очень высоко оценил предстоящее соглашение с итальянцами. "Участие западного партнера подтверждает заявленные характеристики самолета, его глобальную международную конкурентоспособность, - сказал Маценов в одном из своих интервью. - К тому же это снижает риски самого проекта и партнеров, его окружающих, что, в свою очередь, позволит снизить стоимость проекта. Alenia привносит в программу не только капитал, но и ряд дополнительных возможностей, отсутствовавших до сих пор в российском гражданском самолетостроении. В первую очередь это компетенции по продажам и послепродажному обслуживанию самолетов на международных рынках".
В результате, как заявляют в дирекции ГСС, российский региональный самолет "сухих" стал гвоздем не только отечественной экспозиции, но и всего международного авиасалона в Фарнборо.
В частности, на салоне было заключено соглашение о приобретении 15 самолетов SuperJet100 российским авиаальянсом AirUnion. Соглашение предусматривает поставку еще 15 самолетов в качестве опциона. Таким образом, портфель заказов на SuperJet100 уже составляет около 100 самолетов.