- Часто ли приходится обращаться за помощью к российским спасателям и наоборот? Ведь по сути МЧС двух стран выполняют общие задачи...
- Да, в целом задачи и функции совпадают, но все же отличия в организации, истории и развитии наших министерств есть. Например, МЧС Беларуси создавалось на базе пожарной службы. А в России пожарная служба в состав МЧС вошла сравнительно недавно. В 2001 году нам поручили управление гражданской обороной. А совсем недавно под нашу опеку попала социально-экономическая реабилитация регионов, пострадавших от аварии в Чернобыле. Все перечисленные задачи - общие, но есть и особенности. Российские коллеги отвечают за госинспекцию по маломерным судам. Перед нами таких задач не стоит. Но в МЧС Беларуси входит департамент по надзору за промышленной безопасностью и радиационной защитой. У российских спасателей этих функций нет. Впрочем, все это небольшие отличия. В остальном же наши интересы и функции симметричны. Ежегодно на объединенной коллегии мы рассматриваем актуальные вопросы, регулярно проходят заседания Объединенного научно-технического совета. В фокусе общих интересов - инновационные проекты, обмен научными разработками, подготовка кадров. Но многое решается не только за столом переговоров. Благодаря взаимному обмену оперативной информацией мы готовы справиться с любой чрезвычайной ситуацией на приграничной территории, держать в курсе событий россиян или оказывать необходимую помощь.
- Несколько месяцев назад шла речь о более активной унификации законодательств двух стран в области защиты от чрезвычайных ситуаций. На какой стадии находится этот процесс?
- Делать наши законодательства полностью симметричными - не самоцель. По некоторым основополагающим законам в нашей сфере обращаемся к российскому опыту. Но и наши законодательные проекты не остаются без внимания коллег. Именно в Беларуси сначала был принят Закон о пожарной безопасности (в 1993 году), впоследствии учитывались наши инновационные подходы. Сейчас мы инициировали рассмотрение и уже внесли в союзные органы основы законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они учитывают стратегические подходы к проведению государственной политики в этой сфере.
- Есть ли отлаженная схема взаимодействия с МЧС России при ликвидации чрезвычайных ситуаций? Насколько она действенна и как часто приходится к ней прибегать?
- Вообще-то оперативных задач немало. Многое зависит от того, насколько быстро и точно сработает информационная система. Крайне важно своевременно получить сообщение об угрозе. Белорусские спасатели постоянно находятся на прямой связи с Центром управления кризисными ситуациями России. Наш республиканский центр управления и реагирования на ЧС тоже всегда готов помочь. Совместная информационно-управляющая система работает как часы. Всегда есть возможность быстро связаться с оперативными дежурными, которые работают на местах в России, получить информацию из первых рук. Так было во время трагедии в Алтайском крае, когда белорусские альпинисты попали в критическую ситуацию. Случается, российской колонне с гуманитарным грузом нужно без задержек пересечь территорию нашей страны, - мы обеспечиваем "зеленую" улицу. И таких примеров десятки.
- Насколько актуально сотрудничество в образовательной сфере? Готовятся ли новые проекты?
- Обмен образовательными технологиями открывает новые возможности. Современный спасатель-профессионал должен уметь многое, в совершенстве владеть разными специальностями, быть готовым оказать квалифицированную помощь в экстремальной ситуации. Доброй традицией стала подготовка белорусов в России. Например, в Академии гражданской защиты МЧС ежегодно 5 - 6 наших офицеров проходят подготовку. В свою очередь, на базе Института переподготовки и повышения квалификации МЧС Беларуси функционирует международный центр подготовки, в котором прошли обучение 34 российских спасателя.
- Какие совместные белорусско-российские научные проекты планируется реализовать в ближайшее время?
- Инновационных проектов немало. Сейчас мы завершаем разработку карты комплексных рисков природных и техногенных чрезвычайных ситуаций по Беларуси. Такой атлас будет полезен при решении задач перспективного социально-экономического развития территории. Вначале оценивается потенциальная опасность леса, торфяников, промышленных объектов. И только потом решается, где предпочтительнее строить те или иные объекты. В этом вопросе нам очень помогает опыт российских ученых, которые подобный атлас уже составили. Еще один проект актуален для жителей больших городов: мы разрабатываем систему надежной защиты и успешной ликвидации ЧС в метрополитене. Кроме того, и белорусские, и российские спасатели всерьез озадачены гибелью людей на пожарах. Эта проблема требует сегодня принятия нестандартных мер. Например, оборудование жилья автономными пожарными извещателями, которые в пять раз снижают риск гибели при пожаре. Сегодня только в Беларуси АПИ спасли больше 250 человек.
- Можно ли назвать уникальный полигон в Светлой Роще под Борисовом, который считается одним из крупнейших в СНГ, своеобразным плацдармом для проверки слаженности спасательных служб двух стран?
- Он используется и для подготовки спасателей, и для совместных учений. Уникальная площадка действительно позволяет оттачивать мастерство, моделировать 1500 различных чрезвычайных ситуаций. И это не единственный полигон, на котором проходят тренировки.
- В гуманитарных операциях МЧС России и МЧС Беларуси уже не раз участвовали совместно. Будет ли продолжено такое взаимодействие?
- Будет. Мы даже договорились, что при возникновении в третьих странах крупных ЧС, катастроф можем выступать объединенным корпусом спасателей. Дело за технической реализацией этой договоренности. Скажем, произошло землетрясение. Тотчас в Беларуси формируется группа спасателей, а в Москве она подключается со своим оборудованием к российским коллегам. Время дорого, поэтому на формирование спасательного отряда отводится не больше 5 - 6 часов. Сотрудничество в этой сфере плодотворно. Например, после цунами в Юго-Восточной Азии наш гуманитарный груз в Шри-Ланку был доставлен на самолете МЧС России.
- Неоднократно заявлялось о совместных действиях против птичьего гриппа, ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Какие направления еще считаются приоритетными?
- В первую очередь научное и образовательное взаимодействие. Может быть, звучит не очень определенно, но реализуется в виде конкретных проектов. Например, новая информационная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Не последнее место занимают спортивные состязания. По ликвидации последствий аварии на ЧАЭС было принято предложение двух наших министерств о разработке новой программы взаимодействия в этой сфере. Консолидация усилий позволит как минимум вдвое сэкономить средства! Сегодня в нашей стране построено несколько крупных реабилитационных медицинских центров с новейшими диагностиками, технологиями. Если бы не было белорусско-российского сотрудничества, вряд ли бы они появились. Постоянно обмениваемся информацией по птичьему гриппу. У России есть опыт борьбы с опасным вирусом, ну а мы отрабатывали эту чрезвычайную ситуацию во время учений.
- Недавно в Беларуси предлагалось ввести страхование потенциально опасных объектов. Будет ли принято это новшество?
- Будем ратовать за то, чтобы такое страхование появилось. Уже подготовлены проекты документов. Вообще-то обязательное страхование гражданской ответственности потенциально опасных объектов по отношению к третьим лицам - это международная практика. Страхование мотивирует к повышению уровня защищенности и безопасности технологических процессов. Кроме того, по статистике, 60 процентов предприятий, которые пережили ЧС, становятся банкротами и разоряются. Страхование поможет преодолеть эту проблему. К тому же создается мотивация, экономический стимул, чтобы безопасность была на должном уровне. Страховые средства всегда были источником проведения научных исследований, разработок, оснащения новой спасательной техникой и оборудованием. Какой будет ущерб, зависит от того, насколько оперативно сработают спасатели. Экономисты пришли к выводу, что себестоимость продукции если и изменится, то на десятые и сотые доли процента. Эти незначительные издержки очень весомо могут повлиять на состояние техногенной и пожарной безопасности.
- На каком этапе находится разработка способов ведения фото- и видеосъемки масштабных чрезвычайных ситуаций? Как будут использовать спутник "БелКА" спасатели?
- Передавать фото- и видеоизображение в режиме реального времени с "горячей" точки мы уже пробовали. В целом результатами остались довольны. Во-первых, обходится это недорого. Способ, может быть, не безупречный, но позволяет экспертам объективно оценить обстановку и выработать профессиональные рекомендации. Во-вторых, картинку с места событий можно получить оперативно. А когда появятся собственные оптоволоконные линии цифровой связи, передавать изображение будут быстрее и в совершенно ином качестве. Другой способ получения информации - через спутники. Наши российские коллеги получают снимки, расшифровывают, потом они поступают к нам. Таким образом, в пожароопасный период можно определить тепловые аномалии, во время паводка оценить масштабы бедствия, спрогнозировать ситуацию. С запуском белорусского спутника "БелКА" станет еще проще: получать информацию об авариях, пожарах и других ЧС мы будем заблаговременно из космоса. С учеными из Национальной академии наук Беларуси полностью отработали этот механизм.