Лидер грузинских лейбористов Шалва Нателашвили расценил решение Страсбургского суда как "уникальный шанс мирно избавиться от режима Саакашвили".
Корреспондент "РГ" связался с Шалвой Нателашвили в Тбилиси и попросил его прокомментировать ситуацию вокруг поданного иска в Страсбургский суд.
- Мы не впервые обращаемся за помощью в Страсбург. Нынешние грузинские суды действуют только по указаниям официального Тбилиси. Такое положение было прежде, так осталось и теперь.
Со страсбургским судом мы "вплотную" работаем начиная с 2000 года. Надо сказать, что вначале там просто отмахивались от нас, не принимали наши иски. В чем-то мы сами были виноваты: не имея достаточной юридической подготовки, не всегда правильно подавали документы. В частности, не проходили все судебные инстанции в Грузии, вплоть до Верховного суда. А, как известно, обратиться в Страсбург можно только после того, как откажут в рассмотрении исков в отечественных судах.
Нынешний иск против правительства Грузии был подан только после отказа нам всеми судами страны. Руководство Лейбористской партии получило официальное приглашение приехать в Страсбург 18 сентября для предоставления доказательств и дальнейшего проведения процессуальных действий. Более того, суд принял решение предоставить нам бесплатного адвоката, о чем меня также официально уведомили.
Российская газета | В чем вы обвиняете президента?
Шалва Нателашвили | Наши главные претензии к Саакашвили и его сторонникам заключаются в том, что они нарушили Конституцию. Фактически "революция роз", благодаря которой Саакашвили пришел к власти, была обычным государственным переворотом.
В основу иска также положен факт роспуска парламента Грузии созыва 2003 года Верховным судом страны, в то время как распустить законодательный орган имел право только Конституционный суд.
В итоге грузинские власти незаконно продлили полномочия парламента созыва 1999 года, который впоследствии внес конституционные поправки и назначил досрочные выборы главы государства.
Мы намерены доказать в суде, что во время президентских выборов 2004 года число избирателей Грузии было искусственно увеличено на миллион человек по сравнению с числом избирателей на парламентских выборах 2003 года.
РГ | Вы всерьез рассчитываете выиграть дело?
Нателашвили | Мы не строим иллюзий. Даже если Страсбургский суд встанет на сторону лейбористов, вряд ли президент Грузии добровольно сложит с себя полномочия главы государства. Ведь решения Европейского суда носят рекомендательный характер. Кроме того, 41-я статья Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что если законы страны, допустившей нарушение, не позволяют устранить его последствия, то государство лишь выплачивает истцам денежную компенсацию.
Кстати, прецедент по отмене выборов уже был: Страсбургский суд принимал сторону нашей партии, которая сумела доказать, что преодолела на выборах в парламент 1998 года семипроцентный барьер. Но тогда грузинские власти вердикт проигнорировали и результаты выборов пересмотрены не были.